3
(2)

Модернизм, импрессионизм, символизм

Модернизм
Слово «модернизм» (от франц. Moderne — новейший, современный) — это не только термин, обозначающий определенное направление в художественной литературе. В общем культурном контексте оно приобрело силу стержневого понятия, фиксирующий коренные изменения в искусстве, философии, и шире — в миропонимании человека XX в.
Английская писательница-модернистке В. Вулф полушутя датировала возникновения модернистского искусства декабря 1910 p., Поскольку именно тогда, по ее словам, изменилась человеческая природа. Конечно, не следует понимать ее утверждение буквально, ведь процесс модернистского обновления, который проходил в области гуманитарной культуры, вряд ли мог появиться какого-то конкретного месяца или даже года.
Впрочем, прислушиваться к замечанию В. Вулф все же стоит. Совершенно справедливо она указала на связь между новым направлением в искусстве XX в. и изменениями «человеческой природы», то есть изменениями в восприятии и понимании действительности, в системе ценностных приоритетов, и, наконец, в художественном мышлении.
Тема сдвигов в эстетике начала XX вв. была столь насущной, что проникала даже на страницы художественных произведений. Так, в романе «В поисках утраченного времени», принадлежащий одному из корифеев модернистской литературы М. Прусту, мы находим характерные соображения по этому поводу. Оригинальный художник или оригинальный писатель, говорится в произведении, «действуют как те окулисты. Лечение их живописью, их прозой не всегда приятное пациентам. По завершении курса врач приказывает нам: «Теперь смотрите». И вот мир (созданный не раз, а каждый преобразуемый новым оригинальным художником) предстает перед нами совсем другим и одновременно вполне ясным … Такой вот он, новый, свежесозданный и недовивчений Вселенную. Он просуществует до следующего геологического смещения, который вызовет новый оригинальный художник или новый оригинальный писатель ».
Права была В. Вулф и когда выделяли как «время модернизма» именно 10-е годы XX ст. Ведь в этот период вступили в пору творческой зрелости такие знаковые писатели и поэты, как М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка, Т.С. Элиот, P.M. Рильке и другие. Новый этап в развитии западного модернизма начался в 20-е годы, когда были завершены и опубликованы центральные произведения указанных мастеров слова. Невероятно плодотворным был, в частности, 1922 г.
Он вошел в историю западной литературы, как год рождения pяду модернистских шедевров — романов «Улисс» Дж. Джойса и «В поисках утраченного времени» Пруста, поэмы «Опустошенная земля» Т.С. Элиота и цикла «Дуинянськи элегии» PM Рильке.
Эстетические истоки модернизма уходят еще сутки декаданса, когда в универсальных художественных системах романтизма и реализма зародились новые направления и течения: от критического реализма отпочковались натурализм и импрессионизм, а от романтизма — неоромантизм и символизм. В начале же XX в. эти направления и течения, которые уже исчерпали свой духовно-эстетический потенциал, были синтезированы модернизмом на новой основе. Вследствие такого синтеза определилась одна из характерных черт модернистской литературы — принцип сочетания элементов жизнеподобного изображения (натуралистических и импрессионистических) с элементами условными, символическими.
Модернизма (франц. Modernisme, от moderne — новейший, современный) — основное направление буржуазного искусства эпохи империализма, характеризуется разрывом с идейными и художественными принципами классического искусства.
Художники-модернисты Э. Кирхнер, Д. Энсор, Е. шунка, Э. Нольде, Кандинского, П. Клее, О. Кокошка, частично Ж. Брак, Ф. Пикабия, К. Малевич и др.. проповедовали, в различных модификациях, интуитивизм и автоматизм в творческом процессе, использование физических свойств геометрических фигур и цвета в форме отказа от иллюзии пространства, деформацию предметов в изображении, символизм и субъективизм в содержании.
В украинской литературе под флагом модернизма в начале 20 в. выступали М. Вороной, В.Пачевский.

Импрессионизм (франц. Impressionisme от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 начале 20 вв. Полно оказался импрессионизм во французской живописи.

Имел распространение также в скульптуре, литературе, музыке, театре. Импрессионизм сложился во Франции в 60-х pp. 19 в., Достиг расцвета в 70-80-х pp. и вскоре распался как целостная система. Впервые импрессионисты экспонировали свои произведения на выставке 1874 в Париже. Участниками были К. Мане (картина «Впечатление. Восход» — «Impression. Soleil levant», — 1872, Музей Мармоттан, Париж), О. Ренуар, К. Писсарро, Э. Дега, А. Сислей, Б.Моризо, Э.Мане, который был связан с импрессионистами в 70-80-х pp. Опираясь на достижения демократического искусства, импрессионисты продолжали борьбу против идеалистического, рутинного, эпигонского академизма и салонного искусства, выступавшим за воссоздание красоты окружающего мира, повседневной жизни. Они считали, что художник должен изображать окружающую так, как он его смотрит и чувствует. Отсюда — расширение мотивов в искусстве импрессионистов, поиски новых художественных средств, полная передача зрительных впечатлений. И. свойственно жизнеутверждающее захвата чувственной красотой мира (О. Ренуар, «Бал в Мулен де ла Галетт», 1876, Лувр; К. Моне, «Бульвар Капуцинок», 1873; Э. Дега, «Танцовщица у фотографа», все — Музей изобразительных мист. им. А.С. Пушкина в Москве; Э.Мане, «Скачки в Булонском лесу», 1872 — сб. Уитни, Нью-Йорк) и другие. Однако импрессионизм потерял свойственные предыдущему этапу реализма обобщенность импрессионизма социальную заостренность, интерес к драматизму исторической действительности, сложного духовного мира человека. Только позже в импрессионизме возникли более сложные образы (Э.Дега, Э. Мане). На импрессионизм влияние японская гравюра и фотография. В импрессионизме особое место занимает близкая человеку природа. На традициях Д. Констебла, художников барбизонской школы, в частности К. Коро, импрессионисты разработали законченную систему пленэра. Они работали на натуре, в их творчестве сблизились понятие этюда и картины. Импрессионисты тонко передавали переходные состояния природы, игру солнечного света. Живописная манера стала свободной, сложные тона раскладывали на чистые цвета, которые наносились на полотно короткими взаимно проникающими мазками, что создавало богатство Валерий, игру рефлексов. В скульптуре импрессионизм оказался в меняющейся живописности формы, намеренно небрежном лепке (во Франции — О. Роден, в Италии — М. Россо, в России — П. Трубецкой, Г.Голубкина). Под влиянием И. работали художники: в Англии — Д.-М.-Н. Уистлер, в Германии — М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, в Швеции — А.Цорн, в России — К. Коровин, И. Грабарь, на Украине — Мурашко, М. Бурачек. В литературе импрессионизм оказался по-разному: в творчестве таких писателей, как братья Э. и Ж. Гонкур во Франции, П. Альтенберг и А. Шницлер в Австрии, он сближался с натурализмом. У А. Голь-ца и Г. Гауптмана в Германии, О. Уайльда в Англии импрессионизм переплетался с символизмом. Такая нечеткость в литературе не позволяет говорить о нем как о оформлен творческое направление. Основное внимание импрессионисты уделяли восстановлению изменений в настроении, фиксированию минутных впечатлений, не всегда вникая в суть явлений и их социальную обусловленность. Крайние проявления импрессионизма приводили к разрушению художественного образа, на что указывали Г. Плеханов, И. Франко. Отдельные элементы поэтики импрессионизма использовали на реалистической основе Ги де Мопассан во французской литературе, А. Чехов — в русской, М. Коцюбинский и О.Кобилянска — в украинской.
Импрессионизм в музыке проявился в воспроизведении настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. Ему присущи утонченная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонической красочности (К.Дебюсси, М. Равель, П. Дюк, М. де Фалья). Чертами импрессионизма обозначена творчество ряда выдающихся режиссеров и актеров кон. 19 нач. 20 в., Во Франции — режиссер А.Антуая, в Италии — актеры Э. Дузе, Э. Цаккош; в Германии — А. Моисси, М.Реингардт; в России — Ф-Комиссаржевский.

Символизм — направление в европейской литературе и искусстве конца 19 нач. 20в. Основывался на идеалистической философии. Выступая с проповедью индивидуализма и мистицизма и представляя мир как непознаваемое «высшую реальность», отобразить которую можно только приблизительно, символически (см. Символ), представители С. отделяли л-ру и искусство от общ. задач. С. имел большой диапазон различных оттенков. В литературе С. отличался подчеркнутым вниманием к формальным исканиям, что проявлялось в усложненности образных ассоциаций: для символистов слово — намек, а образ — загадка. Основоположниками С. были франц. писатели П. Верлен, отчасти Рембо, С. Малларме и др.. В 80-х pp. С. распространился в ряде др.. стран — Германии, Бельгии, Австрии, Польши. Начиная с 90-х pp. сторонниками и выразителями С. в России стали (под значительным влиянием религ.-мистической философии В.С.Соловьева) различные по направленности и значению писатели: В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, Вяч. Иванов. Позже некоторые из них, в частности В. Брюсов и А. Блок, отошли от С. В укр. л-ре С. не стал четко выраженным, сложившимся направлением, хотя элементы его заметны в творчестве М. Вороного, М. Филянского, Г. Чупринки, В. Пачевского. Влияние С. ощутимый позже в произведениях представителей лит.-художественной группировки «Музагет», в поэзии А. Слисаренко, Я. Савченко, В. Ярошенко. В изобразительном искусстве, преимущественно в живописи и графике, С. сказался в кон. 19 — нач. 20 в. в творчестве художников П. Пюви де Шаванна, М. Дени, Г. Моро (Франция), Ф. Штука, М. Клингера, Г. Климта (Германия), А. Беклина, Ф. Ходлера (Швейцария). В рус. искусстве символистична тенденции присущи творчеству В. Борисова-Мусатова, отчасти М. Врубеля и Н. Рериха, особенно художников, входивших в объединение «Голубая роза» (П. Кузнецов, М. Сапунов и др.). и литовского художника М. Чюрлениса. Влияние С. сказалось на творчестве украинских художников Ю. Михай-левая и П. Холодного. В театральном искусстве С. оказался, прежде всего, в спектаклях по произведениям М. Метерлинка, Г. Ибсена, Э. Верхарна, Г. фон ГооЬмансталя, С. Выспянского-го, Г. Гауптмана, Л. Андреева, А. Блока, А. Олеся. Они решались преимущественно как иррациональные, тем мистические. Большое значение придавалось символическим декорациям, игре освещения, музыке и т.д.. На рус. сцене С. сказался на таких спектаклях МХТ, как «Жизнь человека», «анафема» Л. Андреева, «Синяя птица» М. Метерлинка, на украинском — в Театре Николая Садовского и «Молодого театра» в спектаклях «Драматические этюды» О. Олеся и др.. Г. М. Сивоконь.

3 / 5. 2

.