Анализ эпизода преддуэльного объяснения П.П. Кирсанова с Базаровым в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Название эпизода и его основное содержание—предд
Предыдущий эпизод—сцена с поцелуем—был на два часа раньше, следующий—дуэль—
Само объяснение занимает ( 5 мин. (Как и просил Павел Петрович), происходит в одной комнате—у Базарова, герои даже не передвигаются, только встают и садятся—минимум внешней выразительности.
На самом деле Базаров и Павел Петрович здесь значительно более непримиримы, чем в их знаменитых схватках из-за «принсипов», но эта спокойная ненависть страшнее. В спорах предметов были абстракции и слово, здесь—дела и мораль.
Эпизод «рассказывает» автор, как и прежде, не склоняясь ни к одной стороне. (Принципы Тургенева, см. об этом в билете 9) исключение в данной сцене составит последний внутренний монолог Базарова и описание его состояния, но и здесь Тургенев особо активно не вмешивается, не «лезет в душу» героя. Что касается Павла Петровича, то тут нет ни единого авторского комментария.
Эмоциональная атмосфера—предел
Перемена настроения возникает во внутреннем монологе Базарова—появляе
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ ДО. От неловкости «слегка поклонился», сказал «со злобной унылостью». Долго бродил по лесу, но Николаю Петровичу отвечает спокойной заведомой ложью. Предельное бешенство, «эту я ему не отдам». Воспоминание о княгине Р. Внутренне он ставит знак равенства между княгиней и Фенечкой. Для него это—защита не чести Николая Петровича или даже Фенечки (это все вторично), а защита прожитого от грязи и пошлости жизни. Это—настоящее, так как сам с собою он не фанфаронит.
БАЗАРОВ ДО. «Совестно, презрительно досадно». Он тоже вспоминает сове—Анну Сергеевну Одинцову, чувствует сам, внутри, что нехорош, непорядочен здесь, но отмахивается.
ОБЪЯСНЕНИЕ.
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ начинает с теории вопроса; говорит занудно-возвышен
О причине — демонстративно упоминает, что она ненастоящая. Он все-таки волнуется, только Базаров не видит—ошибается в словах, почти оскорбляет Базарова намеком на семинарскую крысу. Но — он «на своем поле».
БАЗАРОВ—на чужом поле. Он принимает стиль и манеру беседы Павла Петровича, даже говорит столь же занудно. «Комильфо» по-русски! Единственный момент, где он самостоятелен —защита достоинства.
По сути, впервые Кирсанов признает Базарова равным себе. И только сейчас становится заметно их сходство! Оказывается, что они оба ― против всех, против целого мира. Они не вписываются в него. По разным причинам, но оба не вписываются.
Именно в этом эпизоде мы видим, что для Тургенева на первом плане не общественно-поли
Не случайно в этом эпизоде дважды автор пользуется приемами, которые вообще-то для него не характерны: внутренний монолог Базарова по окончании объяснения и его сон накануне дуэли.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.