5
(1)

Анализ эпизода преддуэльного объяснения П.П. Кирсанова с Базаровым в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Название эпизода и его основное содержание—преддуэльное объяснение П.П. Кирсанова с Базаровым.

Предыдущий эпизод—сцена с поцелуем—был на два часа раньше, следующий—дуэль—через полдня и ночь.

Само объяснение занимает ( 5 мин. (Как и просил Павел Петрович), происходит в одной комнате—у Базарова, герои даже не передвигаются, только встают и садятся—минимум внешней выразительности.

На самом деле Базаров и Павел Петрович здесь значительно более непримиримы, чем в их знаменитых схватках из-за «принсипов», но эта спокойная ненависть страшнее. В спорах предметов были абстракции и слово, здесь—дела и мораль.

Эпизод «рассказывает» автор, как и прежде, не склоняясь ни к одной стороне. (Принципы Тургенева, см. об этом в билете 9) исключение в данной сцене составит последний внутренний монолог Базарова и описание его состояния, но и здесь Тургенев особо активно не вмешивается, не «лезет в душу» героя. Что касается Павла Петровича, то тут нет ни единого авторского комментария.

Эмоциональная атмосфера—предельное спокойствие, ирония без особой ядовитости, излишне деловое обсуждение деталей. Глаголы спокойные, нейтральные. Нарушается один раз: «вытаращил глаза», «глаза … засверкали, … вспыхнули».

Перемена настроения возникает во внутреннем монологе Базарова—появляется трудноформулируемое беспокойство, которое не заглушить ни шуточками, ни нарочитым принижением ситуации, ни раздраженными резкостями по отношению к Николаю Петровичу, Павлу Петровичу и себе.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ ДО. От неловкости «слегка поклонился», сказал «со злобной унылостью». Долго бродил по лесу, но Николаю Петровичу отвечает спокойной заведомой ложью. Предельное бешенство, «эту я ему не отдам». Воспоминание о княгине Р. Внутренне он ставит знак равенства между княгиней и Фенечкой. Для него это—защита не чести Николая Петровича или даже Фенечки (это все вторично), а защита прожитого от грязи и пошлости жизни. Это—настоящее, так как сам с собою он не фанфаронит.

БАЗАРОВ ДО. «Совестно, презрительно досадно». Он тоже вспоминает сове—Анну Сергеевну Одинцову, чувствует сам, внутри, что нехорош, непорядочен здесь, но отмахивается.

ОБЪЯСНЕНИЕ.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ начинает с теории вопроса; говорит занудно-возвышенно—все для того, чтобы скрыть от Базарова настоящую причину.

О причине — демонстративно упоминает, что она ненастоящая. Он все-таки волнуется, только Базаров не видит—ошибается в словах, почти оскорбляет Базарова намеком на семинарскую крысу. Но — он «на своем поле».

БАЗАРОВ—на чужом поле. Он принимает стиль и манеру беседы Павла Петровича, даже говорит столь же занудно. «Комильфо» по-русски! Единственный момент, где он самостоятелен —защита достоинства.

По сути, впервые Кирсанов признает Базарова равным себе. И только сейчас становится заметно их сходство! Оказывается, что они оба ― против всех, против целого мира. Они не вписываются в него. По разным причинам, но оба не вписываются.

Именно в этом эпизоде мы видим, что для Тургенева на первом плане не общественно-политические разногласия героев, а то, что составляет основу жизни: семья, любовь, природа.

Не случайно в этом эпизоде дважды автор пользуется приемами, которые вообще-то для него не характерны: внутренний монолог Базарова по окончании объяснения и его сон накануне дуэли.

5 / 5. 1

.