4.7
(3)

Аннотация. В статье даётся краткий обзор творчества современной писательницы Л. Петрушевской и предлагается один из вариантов прочтения её пьесы «Уроки музыки».

Сымитировать тайну, энергию, атмосферу, которая есть в пьесах Петрушевской, пока не удалось никому. Есть много талантливых драматургов, но совершивших революцию в драматургии, как это сделала Петрушевская, — нет.
Николай Коляда

Вступительное слово учителя.
Одна из черт литературы 80-90-х годов ХХ — первых десятилетий XXI века — исследование нравственных основ современной жизни. Такие писатели, как Петрушевская, Т.Толстая, В.Маканин, далеки от политики, их привлекает душа конкретного, «маленького» человека нашего времени.

Отношения между людьми, человеком и окружающим миром, состояние души – вот круг вопросов, объединяющих этих ярких мастеров современной прозы. Остановимся на творчестве Петрушевской и её пьесе «Уроки музыки».

Сообщение учащегося о писательнице Петрушевская Людмила Стефановна родилась 26 мая 1938 года в Москве. Прожила тяжёлое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ.

Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, редактором Центрального телевидения. Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля» (1972).

Первые пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 году и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году). Профессиональные театры (Театр на Таганке, Современник, МХАТ) начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы.

Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» : редакции не брали рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Несмотря на это, Петрушевская не прекращала работы, создавая и пьесы, и прозу.

Проза Петрушевской по тематике продолжает её драматургию. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Страна», «Кто ответит?» и др.

Петрушевская является лауреатом престижной Пушкинской премии (1991), премии «Триумф». Её рассказы и пьесы опубликованы во многих странах мира, драматические произведения ставятся в России и за рубежом.

Понравилась ли вам пьеса Петрушевской? Каковы впечатления? Какая сцена, на ваш взгляд, самая сильная? Что в центре внимания писательницы? Какие проблемы её волнуют?

В пьесе изображается жизнь современной семьи, взаимоотношения между старшим поколением и младшим. Вечный конфликт отцов и детей. Как жить? Зачем жить?

Чем ты отвечаешь на любовь родителей? Что может принести бесконечная родительская
опека над детьми? Как отличить родительскую любовь от чрезмерного покровительства, не дающего молодым людям возможности самостоятельно принимать решения?

Каким родителем можешь стать ты? Вот круг вопросов, затронутых автором произведения. Петрушевскую интересует человек в современном мире, взаимоотношения людей, их нравственные ориентиры, представления о ценностях. В бытовых конфликтах раскрываются такие чувства героев, как одиночество, любовь, чувство времени.

Расскажите о семьях Гавриловых и Козловых. Сопоставьте эти семьи. Чем они отличаются и в чём похожи?

Драма в двух действиях погружает нас в быт двух семей, Гавриловых и Козловых, живущих в одном доме. У них, как и в жизни, рядом с белым — чёрное, с бедой — радость.

Особенность пьесы в том, что в ней нет главных героев. Все герои занимают равное положение, у них больше недостатков, чем достоинств.

Гавриловы — типичная неполная семья. Граня, 38-летняя женщина, одна воспитывает сына-школьника Витю, 18-летнюю Нину и недавно родившуюся Галю. Гражданский муж Грани Иванов отсидел год в тюрьме за драку, возвращается в дом, но там он лишний: нет прописки, маленькая квартира, чужие дети…

Да и возвращение его никому не в радость, потому что, кроме выпивки с друзьями за чужой счёт, этот человек ни на что не способен.

Он обещает завербоваться на Север, но дальше слов дело не идёт. На разумное предложение Вити поселиться в пустом доме в Чулкове у тёти Маруси, устроиться сторожем на работу и хоть какую-то пользу при носить Иванов отвечает расплывчато: «Это как хотите. Ваше дело, семейное».

Мы видим героя, типичного для нашего времени: тунеядец, живёт за счёт других, готов побираться, но нисколько не стыдится своего положения. А самое главное, он не ставит перед собой никаких высоких целей в жизни — лишь бы сегодня прожить, а завтра видно будет. Его не волнует судьба дочери, приёмных детей, положение жены, которая вновь вынуждена идти в больницу «на три дня» и подкидывать соседям Галю, чтобы её хотя бы покормили. Зритель и читатель видят деградацию Иванова.

Фамилия Иванов выбрана автором случайно?

Это очень распространённая фамилия в России, как и имя, от которого она образована. Но эта художественная деталь подчёркивает типичность образа героя. Жалкий, подлый, наглый тип, приспосабливающийся ко всякой среде, как репей, пристающий к любому предмету, — таким рисует Петрушевская главу первой семьи. Граня — мать троих детей.

Судя по репликам, командному тону в обращении к старшей дочери, к сыну ( «Где ты такую власть взяла? Где это выучилась людей выгонять?», «Решительная какая!», «Ты голоса не поднимай!»; «Радио включили! Давно тебя не слышали, разговорился!»), она властная, нервная, несдержанная.

Граню можно пожалеть или осудить?

Её можно пожалеть за те страдания, которые выпали на долю матери-одиночки (чем может помочь ей такой горе-муж»), и осудить за слабохарактерность и нерешительность, постоянную уступчивость в отношениях с Ивановым. В ней не побеждает материнская любовь и желание добра детям.

Какова семья Козловых? Можно ли назвать её счастливой?

Большая авторская ремарка перед второй картиной подчёркивает достаток и материальное благополучие: «Ковры, хрусталь, полированная мебель … » В этом доме на первый взгляд всё благополучно: сын вернулся из армии, родители рады, устраивают праздничный ужин. Что же настораживает?

Отношение сына к родителям. Николай слишком расчётлив, эгоистичен, привык всё брать, но ничего не давать взамен. Поэтому и отношение к родителям презрительно-пренебрежительное: «Ну, мам! Я только пришёл, только пришёл из армии — и уже начинается!», «Это я хочу!», «Поночуйте ночку!», « …вы должны были закрыть глаза и растаять».

Поражает и желание родителей побыстрее решить проблемы сына, не спрашивая его согласия на такое вмешательство. Особенно в этом преуспели мать и бабушка. Разница семей — в материальном достатке, а сходство — в бездуховности, отсутствии интересов, подлинных жизненных идеалов.

Можно говорить о сходстве Нади и Нины, о трагизме их судеб? Сравним этих героинь. Надя шокирует своим появлением в доме Козловых. Уже во время первого визита к родителям она курит, наливает себе вина, требует выполнения своих желаний, бесцеремонно выясняет, сколько комнат на даче, делает замечания: «Зачем этот сервант, эта выставка посуды? Зачем журнальный столик?

У вас что, журналы? Ковры должны быть с длинным ворсом, чтобы утопала нога». На просьбу Таисии Петровны вымыть посуду Надя отвечает: «Только без меня». В итоге бабушку выселяют на кухню, молодые занимают её комнату.

Нежелание оказаться матерью-одиночкой приводит её к попытке самоубийства. Надя выживет, но останется никому не нужной, с ребёнком-инвалидом, без собственного жилья, без всякой надежды на лучшее. Самое страшное в том, что теперь она не нужна не только родителям, но и Николаю. Её очень жаль.

А Нина? Что можно сказать о ней?

Старшая дочь Грани в школе недоучилась, нужно было воспитывать младшего брата, а потом и сестру, поэтому успела поработать на стройке, а сейчас она «учётчица в молочном». Козловы бросают ей слова: «У вас на руках двое детей выросло! Мама помогала! Другие маме помогают, а здесь наоборот».

Ей нет места в собственном доме, так как вернулся Иванов и кто-то из них должен уйти. Уходит Нина. Но в семействе Козловых она нужна родителям Николая, а не ему. Очень выгодная, с их точки зрения, партия: скромная, тихая, не пьёт, не курит, помогает во всём. Вот только У Николая никаких чувств к ней нет: «Это вы всё за меня сочинили. Я вообще не собираюсь жениться».

Трагизм этих героинь в неустроенности их жизни, ненужности ближним. Кажется, что они вообще лишние в этом мире. Расскажите о Николае Козлове. Какое отношение к себе он вызывает?

Николай — типичный современный герой-повеса, расчётливый, живёт ради удовлетворения своих прихотей. Его нисколько не смущает то, что Надя, брошенная им, в положении, попытается отравиться. Реакция Николая поражает своим цинизмом: «Когда мне девчата её сказали, какое там дело вышло, я сразу отошёл в сторону. Отравилась – это такое дело. Это можно срок схлопотать. Лучше не вязаться с этим делом». Не зря отец говорит ему: «Для тебя слово совесть — ничто ».

Возмущает отношение Николая к Наде и Нине. Если Надя нужна ему была лишь для развлечения, никакого серьёзного чувства к ней он не испытывал, то к Нине он совершенно безразличен, её судьба его не трогает.

Так есть ли в пьесе положительные герои?

Однозначно это не Граня, не Надя и не Нина. Они жертвы, оказавшиеся на дне жизни по разным причинам: тут и обстоятельства, и собственная пассивность.

Может быть, положительные герои — отец и мать Козловы?

С одной стороны, чувствуется в этом союзе желание жить для семьи, для своего дома: « …Мы Козловы, понимаешь? Мы всё ради семьи, ради своих. Мы всё сюда несём с матерью, всё тебе. А кому ещё? Нам, что ли?»

Понятно желание Фёдора Ивановича сделать из сына хорошего человека, «чтобы был смелый, таланты свои развивал, например к музыке. Чтобы не врал в жизни». Но слишком рьяно они пытались уберечь его от всех трудностей жизни, учили не врать, хотя сами лукавили; слишком много брали на себя, решая всё за сына; вот и результат: «Молодой ты Коля, а уже делов натворил. Двух девочек чуть в гроб не загнал».

В пьесе Петрушевской нет положительных героев.

Ненавязчиво, почти не выдавая своего отношения, Петрушевская говорит читателю: «Если в семье на первом месте материальные ценности, слепое желание родителей самим решить проблемы детей, если дети с детства становятся своеобразными идолами, на которых родители молятся, то к добру это не приведет».

О чём говорит нам финал пьесы: «над потемневшей сценой высвечиваются качели, на них раскачиваются Нина и Надя, девушки со сложными судьбами, черты человеческой расчётливости и грубости?»

Скорее всего, качели — символ возмездия, кары. Они заставляют «грешников» Козловых «пригнуться», «ползти на четвереньках», «идти на полусогнутых», и мы понимаем, что Николай подлый, циничный, а заботливые родители Козловы недалёкие мещане. Жалко только, что прозрение приходит к ним слишком поздно.

Как вы определите жанр произведения?

Можете ли вы отметить особенности стиля писательницы?

«Уроки музыки» по жанру — социально-психологическая драма. Несмотря на откровенно будничный фон пьесы, в ней глубокий подтекст, размышления над вечными вопросами.

Характерная особенность стиля Петрушевской — отсутствие в её пьесе масштабных событий. Среда обитания героев преимущественно бытовая, «среди своих».

Сделаем добавление к выводам наших учеников: пьесы Петрушевской поражают несоответствием между словами, вынесенными в их заглавие («Любовь», «Уроки музыки», «Три девушки в голубом»), и обыденностью, цинизмом, приземлённостью, которые становятся нормой существования героев.

Испытание человека обстоятельствами жизни, бытовым благополучием и неблагополучием — одна из самых злободневных проблем современной литературы. Петрушевская — яркий, талантливый драматург, который помогает зрителю и читателю задуматься о своей семье, смысле жизни, о своём предназначении. Она не требует от нас «быть великими», она учит становиться и оставаться людьми…

4.7 / 5. 3

.