0
(0)

Стихотворение «Анчар» — один из ярких приме-
ров философской лирики А. С. Пушкина. По форме
и содержанию оно похоже на стихотворную притчу,
В которой раскрывается природа существующего в
мире зла, а также тема рабства и тирании.
В основу положена легенда о смертоносном дереве
анчаре. Ядовитый сок этого дерева с незапамятных
времён использовался для смазывания наконечников
стрел, которыми восточные воины поражали врагов.
Добывали этот яд, рискуя жизнью.
Стихотворение Пушкина можно было бы назвать
красивой и мрачной средневековой балладой, однако
в черновых вариантах поэт недвусмысленно прово-
дил параллель между российским царём и грозным
восточным правителем, отправившим на смерть
невинного раба.
Композиция построена на приёме антитезы (про-
тивопоставления). Стихотворение делится на две ча-
сти: в первой рассказывается об анчаре, во второй —
о человеческих взаимоотношениях. Вторая часть на-
чинается с союза но, который ставит четкую раздели-
тельную границу и обозначает резкий контраст.
Главный поэтический образ стихотворения — ан-
чар, пропитанное ядом «древо смерти». Это мета-

фора гигантского, вселенского, космического зла.
Анчар окутан тьмой: вокруг него крутится «вихорь
чёрный », нет ни солнца, ни света. Он изображён в
ореоле мрачного и грозного величия. Листья анчара
тоже « дремучие » (тёмные). Он самый зловещий и
страшный из всех обитателей пустыни. В мире раска-
лённых песков он самый могущественный. Природа
породила смертоносное дерево в «день гнева». Это
страшная ошибка, потому что сама природа сторо-
нится анчара: «к нему и птица не летит, и тигр ней-
дётз — ужасное дерево изолировано от всего живого и
естественного. Но это не останавливает могуществен-
ного владыку, желающего добыть сок анчара. Одним
взглядом он направляет к анчару своего раба, зная,
что посылает его на верную смерть.
В обществе, основанном на тирании и рабстве, зло
становится законом. В черновиках стихотворения
видно, как долго Пушкин искал подходящее слово,
чтобы выразить противоестественность такого со-
циального устройства. Не царь, не вождь, не князь,
а « человека человек » посылает к смертоносному
дереву. Человек, который распоряжается не только
свободой, но и жизнью другого человека, равного
ему от природы. Однако страшно не только то, что
тиран полностью властвует над жизнью своего раба,
но и то, что раб воспринимает это покорно: он «по-
слушно в путь потек » .
Автор выносит приговор обоим — и тирану, и
его рабу. Они оба виноваты в распространении зла.
Рабство — обратная сторона тирании, и существовать
они могут только вместе. Рабство души, внутренняя
нес в о бода помогают существованию зла.
36
Раб умирает, но яд, добытый им, принесёт погибель
ещё многим людям. Так выражена автором главная
идея стихотворения: зло порождает зло. Роль вла-
дыки во второй части произведения сходна с ролью
анчара в первой — оба несут зло, причём князь за-
имствует свою смертоносную силу у анчара:
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Анчар убивает всё живое в силу своих природных
свойств, а князь — сознательно, злой волей. Так и
общество, построенное на рабстве, порождает зло.
Контрастность и противопоставление пронизывает
всё произведение: тьма — свет, свобода — рабство,
жизнь — смерть.
Ярче других в тексте прослеживается антитеза
«владыка — раб». Она выражена эпитетами: (власт-
ный взгляд; бедный раб; непобедимый владыка).
Глаголы тоже подчеркивают это противопоставление
(послал — потек). Чтобы усилить напряжение, ав-
тор вводит анафору (П рunёс он смертную смолу …
Принёс — и ослабел и лёг).
Иногда автор соединяет даже, казалось бы, проти-
воположные понятия: например, в словосочетании
«зелень мертвая ветвей» «зелень ветвей» объединена
с эпитетом «мертвая » . В стихотворении использу-
ются романтические средства поэтической вырази-
тельности: мотив одиночества (Анчар … один во всей
вселенной); романтические эпитеты, передающие

драматичность и напряжённость (грозный часовой;
лист дремучий). Романтические эпитеты служат и вы-
ражению контраста (вихорь чёрный; пустыня чахлая
и скупая; жаждущие степи; зелень мёртвая; бедный
раб; непобедимый владыка).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Ритмику задают и анафоры (И зелень мёртвию вет-
вей / и корни ядом напоила; И тот послушно в путь
потек / и к утру возвратился с ядом).

0 / 5. 0

.