0
(0)

Дума _ распространённая поэтическая форма в литературе XIX века. Этот жанр широко использовали поэты-декабристы, особенно популярны были  «Думы» К. Ф. Рылеева. Однако вокруг жанра «Думы» М. Ю. Лермонтова сразу же разгорелись жаркие споры. Выдающиеся литературные критики давали произведению самые разноречивые оценки:  В. Г. Белинский утверждал, что «Дума» есть сатира»,  С. П. Шевырёв писал, что стихотворение Лермонтова — «ужасная эпитафия молодому поколению».

Перед нами не традиционная элегия, а некое смешение стилистических пластов: кроме печального  рассуждения, в стихотворении звучит и гневное  обличение, и язвительные насмешки, и страстный призыв к молодому поколению, В «Думе» есть сатира, как и в стихотворении «Смерть Поэта». Только сатира здесь направлена не на великосветское общество, а на основную массу дворянской интеллигенции  1830-х годов.
Можно сказать, что стихотворение «Дума» — это
гражданский суд Лермонтова над своим поколением.
И это не взгляд со стороны, а откровение человека,
принадлежащего к тому же поколению. Гражданская
тема для поэта глубоко личная, выстраданная.
Лермонтов не отделяет себя от своих соотечественни-
ков — он употребляет местоимение мы.
В стихотворении раскрывается трагедия людей, об-
речённых состариться «в бездействии» «под бременем
поананья и сомненья » • Лермонтов видит причину
этой трагедии в общественной обстановке в России
после восстания декабристов, когда наступила эпоха
безверия и бесцельного существования, когда люди
таили даже от близких и друзей « надежды лучшие и
Голос благородный». Это время, когда молодые люди

разуверились в идеалах, в которые верили их отцы,
они «богаты ошибками отцов».
Поэт обвиняет своих современников в постыдном
равнодушии к добру и злу, в трусости и раболе-
пии перед властью, в неспособности испытывать
радость жизни и чувствовать красоту искусства.
Общественная пассивность людей 1830-х годов свя-
зана с их позорным малодушием:
к добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Мысль о бездействии поколения многократно
варьируется. Стихотворение приобретает не только
скорбный, но и едко-иронический тон. Передавая
пустоту бесцельного существования, поэт использует
двойное сравнение:
и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на прааднике чужом.
Образы «ровный путь» и «чужой праздник» кон-
кретны, эмоциональны и вызывают у читателя чув-
ство грусти и сожаления.
Автор употребляет так называемую философскую
и гражданскую лексику, слова: познание, сомненья,
власть, судья, гражданин, грядущее, поприще. Но
стихотворение звучит очень эмоционально, потому
что написано в романтической традиции и насыщено
выразительными метафорами (иссушили ум наукою
96

бесплодной; чаша наслажденья; царствует холод;
огонь кипит в крови) и эпитетами (плодовитая
мысль; восторг сладостный).
Выразительный эффект достигается употреблением
антонимов — слов с противоположным значением:
ненавидим — любим; холод — огонь. Поэт часто ис-
пользует слова и выражения в переносном смысле.
Например, состариться означает не только физи-
ческую, но и духовную старость, а ровный путь
без цели — это равнодушие и апатия, отсутствие
жизненных тревог.
Гипербола «Богаты мы, едва из колыбели» харак-
теризует раннее наступление зрелости поколения,
«разбуженного выстрелами на Сенатской площади»
(А. Герцен). Эта мысль о ранней зрелости поколения
получает в четвертой строфе образное воплощение в
сравнении-метафоре: « тощий плод».
Поэт высказывает беспощадную правду не о чём-то
постороннем и чуждом, а о том, что ему дорого и кров-
но близко. Это делает произведение трагическим.
Передовые люди 1830-1840-х годов увидели в
«Думе» выражение собственных мыслей и чувств и
нередко цитировали лермонтовекие строки в своих
письмах и дневниках. «Эти стихи писаны кровью;
они вышли из глубины оскорбленного духа, — пи-
сал Белинский, — это вопль, это стон человека, для
которого отсутствие внутренней жизни есть зло,
в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! .. И
кто же из людей нового поколения не найдет в нём
разгадки собственного уныния, душевной апатии,
пустоты внутренней и не откликнется на него своим
воплем, своим стоном?.»

«Дума» Михаила Лермонтова — своеобразный
реквием поколению и в то же время обращение к
будущим потомкам.

0 / 5. 0

.