Анализ стихотворения «Пророк»

Стихотворение «Пророк» было написано в Михайловском летом 1826 года, уже после того, как Пушкин узнал о казни декабристов. 4 сентября в Михайловекое прискакал фельдъегерь с приказом: Пушкин должен был немедленно ехать в Москву, где в это время находился Николай Первый. В Москве поэт был тут же доставлен к императору. Отправляясь на аудиенцию к Николаю 1, Пушкин взял с собой текст стихотворения «Пророк . Поэт сознавал, что обладает огромным влиянием на современников. Образ библейского пророка, поучающего и спасающего свой народ, послужил Пушкину поводом для философского размышления о назначении поэта. Стихотворение можно назвать поэтической декларацией А. С. Пушкина. В этом произведении он определил особую миссию поэта в обществе, сходную с ролью библейских пророков, — нести людям высшую, Божественную истину. Главная тема — особая роль поэта и назначение поэзии.
В основу сюжета положена VI г лава библейской книги пророка Исайи. В ней рассказывается о явлении серафима — ангела, посланца Бога. Главное качество серафима — его очищающая сила. После очищения Господь посылает пророка Исайю проповедовать людям правду Божию. Пушкин во многом сохраняет и структуру, и смысл библейского предания. В начале стихотворения он описывает одинокого полумёртвого путника: « … В пустыне мрачной я влачился … » , Потом — появление серафима: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». С этого момента начинается духовное перерождение человека — серафим преображает его, убирая всё человеческое, грешное. Он открывает ему глаза и уши: «Моих зениц коснулся он. / Отверзлись вещие зеницы … »; «Моих ушей коснулся он, / И их наполнил шум и звон … ».

Чтобы стать пророком, говорит автор, надо обладать необыкновенной восприимчивостью — острым зрением и слухом. Особое значение приобретает язык, потому что это главное орудие пророка. Но и этого ещё мало:
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Чтобы стать пророком, надо отрешиться от «трепетного » человеческого сердца, потому что придется нести людям разную правду — страшную и горькую тоже. Но даже после всего этого перерождения свою миссию пророк сможет выполнить только тогда, когда сам Бог вдохнёт в него силу. Заканчивается стихотворение воззванием Бога к новому пророку:
«Восстань, пророк, И виждь, И внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Бог посылает поэта-пророка в мир, чтобы тот нёс людям Его истину. На поэта возложена особая миссия, которую он обязан выполнять, как бы тяжело ему это ни было. Поэтическая аллегория раскрывает главный вывод: истинный поэт — это человек, которому открыты все тайны бытия; его язык лишён лжи, а его назначение определено самим Богом.

Пророки у древних не только вожди, но и глашатаи самых высоких истин. По мнению Пушкина, таким должен быть настоящий поэт — избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу. Он должен глаголом жечь сердца людей . Созданию высокого образа поэта-пророка соответствует торжественный одический стиль. Он создаётся лексическими и синтаксическими средствами. Автор включил в стихотворение много церковно слов (персты, зеницы, уста, архаичная лексика придаёт стихотворению особую торжественность и силу.
«Пророк» — стихотворение о высоком назначении поэта и поэзии, и эта высота требовала сравнений с образами самыми возвышенными: Бог, пророк, серафим. Воспроизводя одну из особенностей синтаксиса Библии, Пушкин использует анафоры: 16 строк стихотворения начинаются с союза «и». Такое повторение нагнетает напряжение, связанное с муками
перерождения человека. Особую яркость и эмоциональность придают эпитеты высокого стиля (лёгкие персты; вещие зеницы; празднословный язык; замершие уста; трепетное сердце).
Автор использует метафоры (глаголом жги сердца людей) и сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы; перстами лёгкими, как сон; как труп в пустыне я лежал).

В стихотворении встречается много шипящих звуков — так создана атмосфера длительных и мучительных страданий героя. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом без деления на строфы. Продолжая традиции од М. Ломоносова и Г. Державина, Пушкин впервые в русской литературе утвердил особую роль поэта. Эту тему продолжил М. Лермонтов в своём «Пророке» , а затем её подхватили Ф. Достоевский, Л. Толстой и многие другие писатели. В ХХ веке поэт Е. Евтушенко продолжил размышления Пушкина, определив назначение поэта словами: «Поэт в России — больше чем поэт».

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола