Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

Н. А. Некрасов — единственный русский поэт, который полностью посвятил своё творчество теме
народа. Он рисовал горькую крестьянскую долю, суровую жизнь крепостных. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» относится к позднему периоду творчества поэта, когда для него стало характерно не только изображение трагической судьбы русского народа, но и размышления о способах облегчения его участи. Многие произведения Некрасова насыщены социальным подтекстом, призывающим народ бороться за своё освобождение. Это стихотворение тоже является таким примером.

Сюжетная основа стихотворения — реальный факт. Из окна своей петербургской квартиры на
Литейном проспекте поэт однажды увидел, как от дома напротив, где жил могущественный министр М. Н. Муравьёв, дворники и городовой прогоняли крестьян. Парадный подъезд стал для Некрасова символом российского государства, а крестьяне-ходоки — представителями всей бесправной крестьянской России. Само название произведения тяготеет к высокому жанру ломоносовской оды и является художественным обобщением.

Композиционно в произведении выделяются три части. В первой дается описание парадного подъезда в торжественные дни. Во второй части — описание парадного подъезда в обычные дни и изображение русских мужиков-просителей. В третьей части дан образ знатного вельможи и обращение лирического героя к « владельцу роскошных пала Т», К родной земле, к Волге и ко всему русскому народу. Все эти обращения остаются без ответа, представляя собой лишь размышления лирического героя. Однако произведение включает в себя также жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и народной песни.

Картина парадного подъезда знатного вельможи «по торжественным дням» представляет собой сатирическое описание:
… Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав своё имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Парадный подъезд «в обычные дни» изображается уже нейтральными интонациями. Просителями здесь выступают «прожектёры» , «искатели мест», «преклонный старик », «вдовица », приходят и уходят « курьеры с бумагами ». Но однажды лирический герой увидел иных просителей — русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний. Вероятно, они проделали тяжелый и долгий путь, чтобы найти правду в Петербурге. За частным случаем поэт видит глубину народной трагедии. Образ крестьян — центральный образ стихотворения. Он
является собирательным, обобщённым. Не случайно автор называет крестьян « пилигримами », то есть библейскими паломниками, которые ищут правды. Этот образ усилен мотивом палящего солнца. Некрасов даёт развёрнутый портрет крестьян:
… некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.

По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых …
Нищета и непосильный труд — главные условия их жизни. А на лицах мужиков застыло «выраженье надежды и муки». Они не осуждают швейцара, не пустившего их на порог «Суди его Бог!»), а лишь безнадёжно разводят руками и уходят. Положенный в основу композиции принцип антитезы, даёт возможность противопоставить участь крепостных крестьян и жизнь владельца роскошных палат, который «не любит оборванной черни». В то время как убогие просители стоят у дверей, он ещё спит. Персонаж этот изображён сатирически. Жизнь его — « вечный праздник » , Ценности его — волокитство, обжорство, игра. Судьба народа его
нисколько не волнует. По гневным интонациям эта часть стихотворения напоминает памфлет:
… Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовёшь;
Без него проживёшь ты со славою
И со славой умрёшь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни …
Любопытна лексика, которую использует здесь автор. Щелкоперами в обывательском кругу презрительно называли писателей, вступавшихся за народные интересы. Также здесь употреблено выражение « аркадская идиллия » , Аркадия — это область в Древней Греции, которая, по преданию, была населена беззаботными пастухами и пастушками.

Этот образ нужен Некрасову, чтобы подчеркнуть контраст между господской идиллией и тяжёлым положением народа. Прототипами образа «владельца роскошных палат» стали министр государственных имуществ М. Н. Муравьёв, которого впоследствии за зверства
при подавлении восстания в Польше в 1863 году прозвали Муравьёв-вешатель, и князь А. И. Чернышов,насаждавший при Николае 1 палочную дисциплину в армии. Именно Чернышов доживал свою жизнь «под пленительным небом Сицилии» . От образов измученных дорогой мужиков-просителей Некрасов переходит к обобщённому образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Художественное пространство стихотворения расширяется. Частный случай чиновничьего произвола перерастает в масштабную картину народных
страданий: «Назови мне такую обитель, / Я такого угла не видал, / Где бы сеятель твой и хранитель, /
Где бы русский мужик не стонал?»,
Используя приём гиперболы, Некрасов сравнивает
скорбь народа с весенним разливом Волги:
Волга! Волга! .. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля …
Звучание стихотворения приобретает песенную интонацию. Здесь есть и повторы, характерные
для народной песни (стонет он … стонет он), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Но и песни русского народа представляют собой один непрерывный стон: «Этот стон у нас песней зовется».

Поэт использует различные средства художественной выразительности. Он вводит эпитеты (убогие лица; пленительное небо; солнце пурпурное; лесть бесстыдная). Можно выделить в тексте метафору и антитезу (Не страшат тебя громы небесные, / А земные ты держишь в руках), анафору (Где бы сеятель твой и хранитель, / Где бы русский мужик не стонал?). Использован синтаксический параллелизм (Стонет он по полям, по дорогам, / Стонет он по тюрьмам, по острогам), бессоюзие и ряды однородных членов «Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру … »). Можно выделить приёмы аллитерации (записав своё имя и званье; Волга! Волга! .. Весной многоводной) и ассонанса (стонет он по полям, по дорогам). В стихотворении употребляются слова высокого стиля (пилигримы, почил, отчизна, лепта, тризна).

Стихотворение сразу же подверглось цензурному запрету. Впервые оно было опубликовано в 1860 году в газете « Колокол » В Лондоне. В России оно к тому времени было широко известно в рукописных копиях. В стихотворении сочетаются трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка — перекрёстная, кольцевая и парная.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола