Анализ стихотворения «Родина»

Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года
поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике. Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм. Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней. И в первых же строчках говорит о
«странностях» своей любви:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.

Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку. Странной свою любовь к родине Лермонтов называет, наверное, потому, что такой она может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить « степей холодное молчанье … » . Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её» ). После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно» ), В финале картина ещё более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт — путешественник « смотреть до полночи готов » . В каждой изображаемой картине поэт использует различную лексику. В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава. Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога. А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты. В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской
природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни,
нивы, солома; белый — берёзы. Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим,
светлым настроением стихотворения.
Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава,
купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой. Стихотворение «Родина» написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола