0
(0)

В русской поэзии трудно найти поэта более мажорного и светлого, чем Афанасий Фет. В его творчестве отсутствуют гражданские мотивы и социальные вопросы. Основные темы его произведений — природа, любовь, красота. Поэт считал, что назначение поэзии — помочь человеку выйти из мира страданий и печали окружающей жизни и погрузиться в мир красоты. Он утверждал:

Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
Природа в произведениях Фета — объект художественного восторга и эстетического наслаждения. Образы природы у него никак не связаны с человеческими нуждами и трудом (как, например, у Н. А. Некрасова). Стихи Фета создают настроение, как картины художников-импрессионистов. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье … » часто сравнивали с картинами
импрессиониста Поля Синьяка « Гавань в Марселе» и «Сосна». Обе картины написаны легкими мазками, даже точками, и создают ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Когда соединяются световые лучи, у зрителя синтезируется нужный цвет. Примерно то же самое происходит при прочтении стихотворения Фета. Перед нами три короткие строфы, рассказывающие о любовном свидании. В первом четверостишии описание вечера дано мелкими мазками-существительными: шёпот, дыханье, серебро, колыханье. В соединении с эпитетами они передают ощущение от встречи влюблённых. Второе четверостишие даёт описание ночи любви. Эпитет ночной в первой строке усиливает магию ночи, которая изменила черты лица возлюбленной. Третье четверостишие описывает утро, слёзы счастья, расставание влюблённых:
и лобзания, и слёзы,
И заря, заря! ..
в каждой строфе — свои краски и звуки, а всё вместе сливается в красоту и магию ночи любви и
любовного свидания. Есть интересная особенность у этого произведения: во всём стихотворении нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а имена существительные придают каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, стихотворение вовсе не статично. Более того, оно передаёт беспрестанное движение и изменение в природе и в отношениях между влюблёнными. Стихи заставляют работать воображение читателя — «дорисовывать» недостающие детали. Как этого добился автор? Поэт подобрал такие существительные, которые содержат в себе категорию глагола и являются своего рода подлежащими — сказуемыми: шёпот, дыханье, трели, колыханье, лобзания, слёзы. Рядом с этими словами находятся существительные, служащие дополнениями к ним: трели соловья, колыханье ручья. Важную роль играют запятые — они как бы обрамляют отдельные картины и образуют между ними паузы. Точек на протяжении всех трёх строф нет — стихотворение читается как одно предложение. Новизна и необычность этого действительно новаторского произведения заключаются в том, что оно говорит обо всём, ничего при этом не называя. Не названа, например, луна, хотя без её света невозможна игра теней, придающих динамику нарисованной картине. Ничего не сказано о самом любовном свидании — просто передано его течение от ночи к утру. Внимательный читатель заметит, как «пурпур розы», разрастаясь в «дымных тучках», переходит в зарю. Не названа и сама любовь, но есть её переживание — «ряд волшебных изменений милого лица». Стихотворение на долгие годы стало настоящей эмблемой творчества Афанасия Афанасьевича Фета.

0 / 5. 0

.