0
(0)

«Ветер далекий навеял …» (1901)

В стихотворении отразилось увлечение А.Блока идеалистической философией Платона о существовании, кроме реального, «над реальной», высшего «мира идей» — прекрасного и непознанного, а также русского философа В.Соловьева, который углубил учение Платона соображениями о мистической силе, Мировой Душе (или Вечную Женственность), который спасет человечество.

Стихотворение построено в символическом плане, на противопоставлении двух миров — того, что вокруг, и дальнего, неведомого.

Окружающий мир темный и безрадостный. Душа лирического героя не может найти в нем убежища, стремясь к высоким, неземных идеалов. Как «благую весть» воспринимает он намек о существовании второго мира, где царят только Она (Вечная Женственность) и Красота.

Ветер далекий навеял

Песни весенней тонн,

Где-то на солнце надежды

Небо озарилось между крон.

(Перевод П. Перебейноса)

Символами высокого мира есть чистое небо, весна, голубая высь, песня. Душа лирического героя открывается навстречу прекрасному, она словно просыпается от тяжелого сна, полного ужасных видений, и стремится осознать незаурядные ценности через прикосновение к «миру идей».

Плыл в синеве незримой

Призрак близкой весны.

Плакали снежные низины,

Неслись звездные сны.

В стихотворении действуют два человека — Он и Она, но это произведение nро любви. «Она» не имеет конкретного лица, это скорее символе той неземной реальности влечет человека, желающего найти! высокий идеал в жизни. «Она» недостижима, как звезда, но стремление к ней придает смысл существованию лирического героя.

Стихотворение полон светлой надежды на преодоление противоречия между двумя, казалось бы, несовместимыми мирами, которые должны объединиться в душе личности. Первая фраза — «Ветер далекий навеял» — повторяется в конце произведения, придавая ему, кольцевой целостности. Ветер — не просто явление природы, это | символ сдвигов в сердце лирического героя, это изменения в его душе,: который видит «звездные сны», стремясь преобразования реальности.

В начале стихотворения весенние мелодии еще едва ощутимые, на небе открывается лишь маленький кусочек голубой! возвышенности, но в конце свет становится сильнее, а песни звучат в полный голос.

Щемно, как слезы на ресницах,

Плакали струны во мне.

Ветер далекий навеял

Пение твои гласные.

Стихотворение отличается особой мелодичностью. Это своеобразная «музыка в слове», который создается за счет ассонансов, аллитераций, лейтмотивних повторов. Гармоничность формы отражает поиски автором мировой и душевной гармонии.

***

Ветер принес издалека

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В Этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяла звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалека

Звучные песни твои.

А.Блок

***

Ветер принес с далекой

Песни весенней течение.

Там, где летает аист

Неба мы видим клин.

В этом бездонном небе

Вместе с приходом весны

Звиялись темнеет бури,

Приснились звездные сны.

Плакали нежно и глубоко

Жалобные струны мои.

Ветер принес с далекой

Пение твои волшебные.

(Перевод рапия Оксаны)

0 / 5. 0

.