АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА «АНГЕЛ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА «АНГЕЛ». VII КЛАСС.

—————————————————————————————
Стихотворение Лермонтова «Ангел» (1831) некоторые исследователи считают ключом ко всей его поэзии. Да и сам поэт, по всей видимости, придавал ему особое значение: ведь это одно из немногих юношеских стихотворений, которое включено им в сборник произведений 1839 года, а Лермонтов был очень строг к их отбору. Значит, «Ангел» чем-то дорог ему. И в самом деле, в этом стихотворении много «знаков» лермонтовского мироощущения и мировосприятия.

Действо его совершается в необъятных просторах Вселенной и прежде всего в небесах, хотя устремлено оно к земле. Участники этого действа: месяц, звёзды, тучи, ангел, духи, душа. За ними угадывается Творец, объединяет их «тихая святая» песня ангела «о Боге великом» и «о блаженстве безгрешных духов / Под кущами райских садов». В этой песне вся суть жизни, она определяет тот пик совершенства, к которому должна устремляться душа человека. Отсюда и томления её в «мире печали и слёз».

К образу ангела не раз обращались и художники слова, в том числе и замечательный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Этот образ возникает во многих его произведениях, но мы обратимся к одному из ранних, юношеских стихотворений, созданному в 1831 году. Поэту не исполнилось тогда ещё и семнадцати лет … Некоторые считают, что в нём ключ ко всей поэзии Лермонтова. Следовательно, и для нас понимание его очень важно.

История создания стихотворения «Ангел».

Никто не знает точной истории создания этого стихотворения, но многие соотносят его с воспоминаниями поэта о рано ушедшей из жизни матери. Лермонтов не помнил её облика: ему было всего три года, когда она умерла. Но помнил её голос и мелодию колыбельной песни, которую она певала над ним. «Когда я был трёх лет, — вспоминал поэт, — то была песня, от которой я плакал … Её певала мне покойная матушка». Это воспоминание согревало его в дни одиночества и печали.

А теперь познакомимся со стихотворением «Ангел». (Стихотворение выразительно
читает учитель.)
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему?
Детям стихотворение нравится своей мелодичностью. Они замечают, что настроение его меняется от начала к концу произведения: если вначале оно радостное, умиротворённое,
светлое, то к концу становится печальным, в чём-то даже безысходным.
Какие картины вам представлялись, когда вы читали и слушали стихотворение? Каким вам видится «небо полуночи»?

Сравните словосочетание небо полуночи с возможным небо полночи. Некоторым семиклассникам представляются райские сады, где ангел, играя на арфе или лире, поёт нежные песни. Но большинство рисует звёздное небо, по которому плывет лёгкое белое облачко; приближаясь, оно всё больше принимает очертания грациозной фигуры ангела с младенцем на руках … Голова склонена к младенцу, кудри касаются его щеки.

Читайте также:  Анализ стихотворения "Утес"

«Небо полуночи» учащимся кажется праздничным, сияющим мириадами звёзд, которые, словно свита, сопровождают посланца Бога, а месяц стелет ему похожий на кисейное покрывало путь. Небо не мрачное, не чёрное,скорее оно напоминает тёмно-синий бархат, в котором, словно корона, сверкает золотой месяц. Небо исполнено благоговейного внимания к песне ангела. Небо полночи, наверно, выглядело бы по-другому: непредсказуемое, настораживающее, полное страшных тайн и снов.
Почему так отчётливо, так ясно видится в ночном небе ангел?
Он светлый и потому особенно выделяется в темноте ночи и становится ещё ярче в свете звёзд и месяца.
Откуда и куда держит путь ангел? Какова его цель?
Ангел спускается с неба на землю, куда он несёт «душу младую». Обратите внимание на первое и последнее слово стихотворения. (Небо и земля.). Эти слова расширяют пространство
произведения до космического, вселенского и чётко обозначают небесный и земной миры.
От кого мы узнаём о небесном мире? Каким вам представляется небесный мир?
Попробуйте доказать, что он воплощение гармонии. О небесном мире поёт ангел. Из его песни этот мир предстаёт перед нами прекрасным и гармоничным — в нём под райскими кущами блаженствуют безгрешные духи, а на них с радостью взирает Бог. Вся Вселенная внимает этой песне.
Какими эпитетами охарактеризована песня ангела? (Тихая, святая.)
Найдите в стихотворении контекстный синоним к слову песня. (Хвала.)
Значит, песня хвалебная, а хвалебная песня, как мы знаем, — это гимн или, может быть, ода. Гимн — песня торжественная, обычно поэтому достаточно громкая, величественная.
Но у Лермонтова она тихая. Почему? Для кого она поётся и зачем?
Песня поётся для «младой души», которую ангел несёт на землю. Поэтому песня тихая, как колыбельная для младенца, и одновременно святая, потому что она «о Боге великом» и о
«блаженстве безгрешных духов» в раю: «младая душа» должна знать, откуда она вышла, к чему ей надо стремиться и куда вернуться. Песня — «хвала». Объясните слова «И хвала / Его непритворна была». Песня ангела искренна, полна любви к небу и Богу. Песню слушает не только «младая душа», но и небеса.

Каким словом Лермонтов подчёркивает особое внимание небес к песне ангела? (Внимали.)
Что значит внимать? В чём отличие этого слова от слова слушать?
Внимать — осторожно слушать, прислушиваться, жадно поглощая слухом; усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это волю свою. То есть «месяц, и звёзды, и тучи толпой» не просто слушают, а вбирают в себя каждое слово песни ангела. Она важна не только для «младой души», но для всех. Почему? Это песня о совершенстве небесном, о гармонии, блаженстве, о которых мечтает и к которым стремится каждый.

Читайте также:  Анализ стихотворения "Смерть поэта"

Обратите внимание, что в одной строфе душа названа сначала младой, а затем — молодой. Почему? На первый взгляд, это одно и то же слово, но первое взято из старославянского языка, второе — из современного.
Какой оттенок звучания при одном и том же лексическом значении приобретает в каждом случае слово? Старославянский язык — язык церковный. В первом случае использовано слово младая: ведь в этот момент душа в объятиях ангела, а значит, ещё чиста и невинна. Молодой, приземлённой она стала уже на земле, в «мире печали и слёз», где ею может овладевать множество соблазнов, вместе с которыми приходят и грех, и скорбь …
Что осталось от небес в этой душе?
Звук песни ангела. Слов нет — есть только мелодия. Между прочим, поэты-романтики, к которым на раннем этапе творчества принадлежал и Лермонтов, придавали особое значение музыке и считали, что только она может в
полной мере выразить душу человека.
Какое чувство вызывает песня у души? Почему?
Песня возвращает душу туда, откуда она спустилась на землю, — к небесам, к миру гармонии и блаженства. Она вызывает у неё томление по этой утраченной гармонии, рождает «желание чудное» вернуться к истокам.

А вы чувствуете, слышите звук чудесной песни ангела? Какова её мелодика? Что помогает её создавать?
Да, мы слышим эту песню в удивительном слиянии гласных (а, о, э, и, у), сонорных согласных (л, м, н), глухих звуков (п, т, х, с), которые создают ощущение плавных переливов тихой песни:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Лермонтов здесь использовал приёмы аллитерации и ассонанса. Песня томит душу, противопоставляя небесную гармонию земному миру.

Каким он предстаёт перед нами? Чьими глазами мы его видим? Какие детали помогают его
увидеть?
В земном мире нет гармонии и блаженства, он назван миром «печали и слёз», пребывание в нём кажется неимоверно долгим (<<И долго на свете томилась она»), песни земли «скучные», Этот мир мы видим глазами «души молодой», которая не забыла песни ангела о прекрасном небесном царстве.
Почему Лермонтов так скупо описывает земной мир и так подробно — небесный? Ведь
земной он наверняка знает лучше. Небесный — воплощение мечты, идеала, устремления души к Богу, то, чего так не хватает душе на земле, и то, что она, «желанием чудным полна», с упоением рисует в своих мечтах. А земной заставляет её только плакать и томиться.
Сопоставьте земную и небесную песни. В чём различие?
Земная — скучная, небесная — святая, земная томит душу, небесная — увлекает к небесам.
Первоначально стихотворение называлось «Песня ангела», затем Лермонтов изменил название. Литературовед Розанов считает, что первое название было точнее. Согласны ли вы с ним?
Первое, что говорят семиклассники: да, Розанов прав, потому что в стихотворении всё внимание автора сосредоточено на песне: в стихотворении рассказывается о содержании песни, о том, как слушают её «и месяц, и звезды, и тучи толпой», И «младая душа», как песня согревает душу на
земле.

Читайте также:  Лирический герой Лермонтова

Но тогда почему сам автор изменил название? Были же у него какие-то мотивы?
Тогда, перечитав ещё раз стихотворение и поразмыслив, ребята говорят, что главное
в стихотворении всё-таки не песня, а душа, её путь от неба к земле и мечта о возвращении, а сопровождает её на этом пути ангел, который помогает своей песней не забыть об идеале и совершенстве. Именно он возвращает и поднимает душу к небу.

Стихотворение «Ангел» вызывало и вызывает большой отклик в сердцах русских людей. На его слова написали музыку более 30 композиторов, среди них А.Варламов, С.Рахманинов, Н.Римский — Корсаков, А.Рубинштейн и многие другие.

Послушаем одно из этих музыкальных прочтений. (Звучит романс А.Варламова в исполнении Олега Погудина.)

Нравится ли вам романс? Соответствует ли он настрою лермонтовского стихотворения?
Романс нравится им своей нежностью, напевностью. Они считают, что и композитор,
и исполнитель сумели проникнуться духом и настроением произведения.

Удивительно, но почти все музыкальные прочтения этого стихотворения по-особенному проникновенны и трогательны. Может быть, потому, что Лермонтов тонко и психологически точно отразил в нём томление человеческой души по идеалу, по небесам. Особенно острым это томление становится в минуты разочарований или тяжёлых испытаний.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола