0
(0)

Композиция стихотворения.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» состоит из четырех строф. Три строфы начинаются анафорами «когда», четвертая строфа представляет следствие первых трех и вводится союзом «тогда». Анафора — это единоначалие, стилистический прием в поэзии, состоящий в повторении слов или словосочетаний в начале соотносительных строк или строф. Структура этого стихотворения такова, что три строфы описывают условия, при которых достигается результат — слияние души лирического героя с миром.

В первой строфе мир называется, в первых строках — его простор и существование: нива волнуется, лес шумит, ветерок — дыхание. В поэзии Пушкина и Лермонтова глагол «шумит» часто означает звук жизни: Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка… Затем названы малые составляющие этого мира: слива, листок. Поэтому в строфе рифмуются только имена существительные.

Мир, называемый здесь, — первозданный, он описывается красочными эпитетами, передающими густые, яркие цвета: «желтеющая нива», «малиновая слива», «зеленый листок». Во второй строфе рифмуются имена прилагательные — оценочные определения: «душистой», «златой», «серебристый», и только последняя рифма строки представлена именем существительным — «головой». Названный в первой строфе мир восторженно оценивается во второй, и серебристый ландыш приветствует появление в мире человека. Когда росой обрызганный душистой. Румяным вечером иль утра в час златой. Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой…

Третья строфа образно повествует, как жизнь человека от своего истока («когда студеный ключ играет по оврагу», как младенец «лепечет») вливается в общую жизнь природы. Лермонтов избирает для стихотворения преимущественно шестистопный ямб, так описание мира требует полной, насыщенной строки: Когда студеный ключ играет по оврагу/ И, погружая мысль в какой-то смутный сон./ Лепечет мне таинственную сагу/Про мирный край, откуда мчится он…

Идейное содержание стихотворения.

Человек достигает душевной гармонии, постигает счастье на земле, прозревает Бога, только когда может слиться с миром. Только тогда смиряется тревога души, состояние, которого жаждет каящый человек. Стихотворение представляет собой большой синтаксический период, по существу одно сложное предложение, и заканчивается многоточием. Этим Лермонтов хочет выразить мысль, что гармония души объемна и бесконечна, в ней нет остановок, она не может быть показана цепью простых предложений.

Невозможна и точка в конце стихотворения: невозможно увидеть Бога однажды, возможно — вечно созерцать. Стихотворение в оценке критиков и литературоведов. «Желтеющая нива, свежий лес, малиновая слива, серебристый ландыш, студеный ключ — все это располагается как бы на одной плоскости и не связано внутренней необходимостью с временным построением периода. Если бы не синтаксическая форма — мы могли бы принять все построение за перечисление, а не восходящий период. Специфических смысловых ступеней, соответствующих трем «когда», не ощущается. Получается несоответствие между синтаксической схемой, резко выглядывающей из-за текста, и смысловым построением. Кажется, что стихотворение написано на заданную схему, — отсюда чувство неловкости, неудобства при его произнесении: интонационный подъем логически недостаточно оправдан, не вполне мотивирован».

В первой строфе пространство дано широко и многообразно: нива, лес, сад — как будто три взгляда в три стороны. Во второй строфе пространство резко сжимается, в поле зрения остаются крупным планом только куст и ландыш; притом сужение это происходит не скачком, а постепенно, как бы на глазах у читателя — фраза построена так, что подлежащее и сказуемое отодвинуты в самый конец: сперва дается атмосфера, наполняющая пространство вокруг предмета (аромат росы, оттенки зари), а потом уже центр пространства, сам предмет — ландыш. В третьей строфе этот прием уже не нужен, подлежащее «ключ» названо с самого начала; здесь происходит иное: пространство не сужается, а как бы прорывается, «ключ, играющий по оврагу», — это первая в стихотворении протяженность, первое движение…

Переходим к заключительному четверостишию. В трех первых перед нами раскрывалось, постепенно одушевляясь, понятие «мир»; в заключительном четверостишии оно вытесняется двумя другими основными понятиями нашего стихотворения, одинаково связанными с понятием «мир», но взаимно противопоставленными друг другу: понятием «я» и понятием «Бог».

Понятие «я» в большей степени подготовлено предшествующим построением стихотворения, поэтому оно и появляется первым. Безликое «мне» уже появилось во второй и третьей строфах, но оно не имело там никакой характеристики и лишь пассивно воспринимало впечатления мира. Теперь заключительная строфа начинается словами: «Тогда смиряется души моей тревога» — в первый и единственный раз названа «душа», в первый и единственный раз названа «тревога», и эта эмоциональная установка разом ретроспективно окрашивает все содержание предыдущих строф — начиная от двусмысленного «волнуется» в первой строке… и кончая «мирным краем» в последней строке, непосредственно подготовляющим слова о смиряющейся тревоге души.

Понятие «Бог» требует более постепенного перехода. Мы видели, что три первые строфы были построены по четко организованному плану: от неодушевленности — к одушевленности, от сторонней ясности — к внутренней смутности, от объективности — к субъективности, от пространственной и временной конкретности — к внепространственности и вневременности. Это был путь извне внутрь — из материального мира в духовный мир.

Заключительное четверостишие содержит обратное движение — от души к мирозданию, но уже просветленному и одухотворенному.

0 / 5. 0

.