«НА КАРТИНУ РЕМБРАНДТА» (1830-1831). Стихотворение написано под впечатлением от увиденной картины голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) «Титус в монашеском платье» (1660, масло, холст, Амстердам, Государственный музей Рейксмузеум).
Рембрандт создал портрет своего восемнадцатилетнего сына в одежде францисканского монаха: коричневый капюшон, тёплый живой взгляд опущенных глаз, фон во мраке, из которого едва выступает стена и куст. С помощью света художник притягивает взгляд зрителя к лицу юноши, погружённого в свои мысли.
Для Лермонтова Рембрандт — это «мрачный гений», пони мающий «порыв страстей и вдохновений». Поэт пытается в духе романтической байронической традиции разгадать тайну «надменного взгляда» юноши, который «горит» «тоской, сомненьем».
В стихотворении есть прямая отсылка к Дж.Байрону и Гяуру, герою его одноимённой поэмы, ставшему монахом ещё в молодости («То не беглец ли знаменитый / В одежде инока святой? Быть может, тайным преступленьем / высокий ум его убит…)
Пытаясь понять, кто перед ним, Лермонтов делает правильное предположение (Быть может, ты писал с природы). Рембрандту позировал его сын Титус. По мастерству и силе передачи чувств и страстей Байрон в поэзии, а Рембрандт в живописи для Лермонтова равнозначны. В последних строчках поэт бросает упрёк «бездушным» с «холодным взором», которым никогда не проникнуть в тайны искусства.
Картина «Тигус в монашеском платье» находилась в коллекции графа А.С.Строганова, в его художественной галерее в Санкт — Петербурге. В связи с этим спорен вопрос о датировке стихотворения. По расположению в тетради дату написания относят к 1830-1831 годам, когда Лермонтов жил в Москве. Увидеть же картину поэт мог в Петербурге, но приехал он туда лишь в августе 1832 года.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.