4
(9)

Вступив в группу «Цех поэтов», Мандельштам осваивает принципы акмеизма и вносит свой вклад в развитие этого направления и русской поэзии в целом. В его первой поэтической книге «Камень» есть удивительно нежное стихотворение «На бледно-голубой эмали … », Прочитаем его, послушаем, как оно звучит.

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Берёзы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
(1909)

Вопросы и задания для анализа стихотворения
Какое настроение передаётся в стихотворении?
Какие краски преобладают, какое сравнение используется для того, чтобы показать красоту апрельского вечера?
Каким размером написано стихотворение, какая рифма?
Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?
Определите тему и идею стихотворения.

При анализе стихотворения учащиеся отмечают, что оно жизнеутверждающее, хотя лёгкая, едва уловимая печаль сквозит в интонации. Стихотворение написано ямбом, рифма смежная (парная).

Особенную нежность этому стихотворению придаёт аллитерация — употребление сонорных согласных звуков (л, м, н) и р: «на бледно-голубой эмали», «мыслима в апреле», «поднимали», «незаметно», «мелкий», «тоненькая», «тарелке», «рисунок», «милый», «на стеклянной» и др. Гласные звуки е, и, а (ассонанс) также способствуют созданию лёгкости и воздушности.

В первой строфе не остаётся незамеченной метафора: берёзы … вечерели», вторая и третья строфы представляют собой развёрнутое сравнение берёзовых веток на фоне бледно-голубого неба с тонким узором на фарфоровой тарелке. Красота апрельского вечера показана через вещь — фарфоровую тарелку.

Мы прямо-таки видим перед собой эту бледно-голубую старинную тонкую фарфоровую тарелку, передающую очарование «вещного» мира. Сопоставляя твердь небесную и твердь фарфора, поэт передаёт хрупкость мира. Жизнь мимолётна, художник, создавший шедевр, бессмертен.

4 / 5. 9

.