Анализ стихотворения «Поднимались из тьмы погребов … » А.Блока

Проанализируем стихотворение «Поднимались из тьмы погребов … » А.Блока. Это стихотворение 1904 года.

  1. Как вы понимаете его смысл?
  2. Кто является героями стихотворения?
  3. Как создаётся образ «новых людей»?
  4. Каков характер движения и как оно передано в стихотворении?
  5. Почему возникает образ незримого потока?
  6. Каково восприятие юлпы лирическим героем?

Какой мотив является ведущим во 2-й части стихотворения и как он воплощён в
ткани произведения?

Властен ли человек остановить незримый поток истории?

Стихотворение отражает понимание Блоком приближающейся революции. Поэт даёт картину появления «новых людей» как непостижимую, но неотвратимую. Эти «новые люди» не имеют конкретных очертаний. Они приходят «из тьмы погребов», слышатся тихие шаги, незнакомые наречия. Образ нечёток, размыт.

Единственная деталь, обращённая к их социальному положению, кирки и лопаты ассоциируется с рабочим людом. Реальное и мистическое сплетены воедино.

Движение новых героев нарастает. Образ тьмы сменяется серой улицей, затканной паутинной пряжей, а затем пролившимся людским потоком. Метафора Блока символизирует приближающийся стихийный революционный поток. Нарастание движения передано и в ритмике стихотворения. Чёткий трёхдольник,  аллитерация, создающая шелест волны, рокочущее нарастающее «Р» подчёркивают ритм шага.

Лирический герой говорит от имени «старого мира». Он приемлет движение времени, возникает мотив ненужности борьбы, добровольного ухода старого.

Образы заката из огня, волн времён связаны с апокалипсическими мотивами: «Затопили нас волны времён, и была наша участь мгновенна». Поэт понимает, что приход нового мира несёт гибель всему старому, а значит, и его поколению. В этом трагизм приятия неотвратимого. Стихия истории не подвластна человеку.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>




© 2018 Инфошкола