4
(2)

В. Г. Белинский написал: «Державин — это полное выражение, живая летопись, торжественный гимн, пламенный дифирамб века Екатерины, с его лирическим одушевлением, с его гордостью настоящим и надеждами на будущее, его просвещением и невежеством, его эпикуреизмом и жаждою великих дел, его пиршественною праздностью и неистощимою практическою деятельностью ».

Оставаясь поэтом-классицистом, Державин тем не менее совершил, по выражению литературоведа Ю. Н. Тынянова, «революцию» в словесном искусстве: он упростил оду, приблизил ее язык и ритм к общедоступной, понятной всем лирике. Державин блестяще развил начинания своих предшественников в поэзии, обращаясь, например, в лирических посланиях к явлениям малым, но близким и знакомым всем. Например, шутливое послание «Ласточка» (1792): О домовитая ласточка! О милосизая птичка!

Грудь красно-бела, касаточка. Летняя гостья, певичка! Державин утвердил себя в поэзии как истинный поэт одой «Фелица» в 1782 году, которая поразила современников небывалой новизной и смелостью. В своем творчестве Державин выступил новатором, во взглядах — гуманистом и просветителем, душой — гражданином и патриотом. Критик В. Г. Белинский справедливо назвал Державина «отцом русских поэтов». Цель и смысл своей деятельности Державин выразил в стихотворении «Памятник» (1795).

Проблематика, идейное содержание и художественные особенности стихотворения «Признание». Стихотворение «Признание» как бы подводит итог поэтической деятельности Державина. В нем поэт создает атмосферу непринужденной беседы с читателем, этого он достигает и за счет включения в стихотворение просторечной лексики: Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид… Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг… «Без всякой подпоры и покровительства, начав со звания рядового солдата и отправляя через двенадцать лет самые низшие должности, дошел сам собой до самых высочайших», писал о себе поэт, служивший на долгом веку при трех государях, да еще и дерзавший «истину царям с улыбкой говорить».

По словам исследователя Г. Красникова, Державин во-первых, с детских лет и до последнего часа непреложно верил в высочайший смысл жизни, данный человеку от рождения (не случайно, первым произнесенным им в младенчестве словом было слово «Бог»).

Во-вторых, исключительно этим высоким смыслом, пониманием своего предназначения и готовностью послужить Отечеству был движим он и в устроении карьеры, и в государственной деятельности, и в творчестве.

В-третьих, он неизменно и в стихах, и на всех должностях, часто даже рискуя потерей расположения к себе, превыше всего ставил звание Человека (самим царям не боялся он давать наказ: «будь на троне человек»! А в стихотворении «Признание» поэт говорит: «Ум и сердце человечье/ Были гением моим»). Поэт предъявляет нравственный счет себе и своим поступкам, он ироничный и строгий судья собственной жизни, поверяющий не только других, но и себя самого Божьими заповедями и судом чести.

Оттого таким диссонансом будущему нигилизму по-державински откровенно и человечно звучит его программное «Признание»: …Если за победы громки Я венцы сплетал вощям, — Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. …Словом: жег любви коль пламень. Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень. Если ты не человек.

Поэзия Державина в оценке критиков и литературоведов. «Читая даже лучшие оды Державина, мы должны делать над собою усилие, чтоб стать на точку зрения его времени относительно поэзии, и должны научиться видеть прекрасное во многом, что в то время казалось безусловно прекрасным.

Итак, Державин и в эстетическом отношении есть поэт исторический, которого должно изучать в школах, которого стыдно не знать образованному русскому, но который уже не может быть и для общества тем же, чем может и должен быть он для людей, посвящающих себя основательному изучению родного слова, отечественной поэзии. Ломоносов был предтечею Державина, а Державин — отец русских поэтов. Если Пушкин имел сильное влияние на современных ему и явившихся после него поэтов, то Державин имел сильное влияние на Пушкина.

Поэзия не родится вдруг, но, как все живое, развивается исторически: Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской. С этой точки зрения должно определять его достоинства и его недостатки, — и с этой точки зрения его недостатки явятся так же необходимыми, как и его достоинства… Богатырь поэзии по своему природному таланту, Державин, со стороны содержания и формы своей поэзии, замечателен и важен для нас, его соотечественников: мы видим в нем блестящую зарю нашей поэзии, а поэзия его — «это… сама Россия екатерининского века — с чувством исполинского своего могущества, с своими торжествами и замыслами на востоке, с нововведениями европейскими и с остатками старых предрассудков и поверий — это Россия пышная, роскошная, великолепная, убранная в азиатские жемчуга и камни, и еще полудикая, полуварварская, полуграмотная — такова поэзия Державина, во всех ее красотах и недостатках»» (В. Г. Белинский).

«Иные сравнивали Державина с Ломоносовым; но что между ними общего? Одно: тот и другой писали оды. Род, избранный ими, иногда одинаков, но дух поэзии их различен. Ломоносов в стихах своих более оратор, Державин всегда и везде поэт. Ломоносов в хороших стихах своих плывет величавым лебедем; Державин парит смелым орлом.

Один пленяет нас стройностью и тишиною движений; другой поражает нас неожиданными порывами. Ломоносова читатель неподвижен; Державин увлекает; уносит его всегда за собою. Державин певец всех веков и всех народов! Ломоносов певец российского двора. Поэтический гений Державина возлагает дани на всю природу — и вся природа ему покорна.

Гений Ломоносова довольствовался некоторыми данями, и мы негодуем на его умеренность. Державин смотрел на природу быстрым и светозарным взором поэта-живописца; Ломоносов — медленным взглядом наблюдателя. Поэтическая природа Державина есть природа живая, тот же в ней пламень, те же краски, те же движения.

В Ломоносове видны следы труда и тщательная отделка холодного искусства. Одним словом, все, что человечество имеет священнейшего, что человек имеет благороднейшего, — доблесть сердечная, сострадание, праведное негодование и презрение к пороку, глубокие мысли о бессмертии и Создателе, печальные чувства при виде слабости и страдания человечества, сердечные воспоминания юности, родины, великих деяний предков и современников, все сокровища души, ума и сердца обогатили воображение величайшего из поэтов — Державина» (П.Я. Вяземский).

4 / 5. 2

.