3
(2)

Познакомимся со стихотворением поэта ХХ века Игоря Северянина «Что шепчет парк … ».

Прочтем его.

ЧТО ШЕПЧЕТ ПАРК
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично-больно мне.
Редеет парк, редеет глушь.
Редеют еловые кущи …
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином …
Но вот пришли на двух ногах
Животные — и по долинам
Топор разнёс свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: «Вскоре Я не буду …
Но я ведь жил — была пора … »

Анализ стихотворения.

— Как вы думаете, о чём это стихотворение? Какие мысли и чувства оно вызвало у вас? (Стихотворение о бездумном уничтожении природы и о необходимости бережного отношения к ней.)

— Какой художественный приём использовал поэт в названии стихотворения? Какую роль играет этот приём? (Поэт часто использует олицетворения, благодаря которым природа оживает, словно говорит человеческим языком: «топор разнёс … свой взмах», «парк шепчет»

— О чём же шепчет парк? Почему Северянин употребил глагол «шепчет», а не другое слово, например «говорит» или «просит», «плачет»? (Шепчет — значит просит о помощи, пар к ослаб, у него больше нет сил громко шелестеть, шуметь, гудеть.)

— Какой приём использовал поэт, чтобы показать, что парк обессилел? Как достигается эффект шёпота? (Поэт использовал аллитерацию. При помощи повторяющихся глухих и шипящих согласных «с», «ж», «щ», «ш», «ц» создаётся эффект шёпота, как будто мы слышим глубокий вздох:

О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично-больно мне …
Он был когда- то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином …

— На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение и почему? (Стихотворение, хотя оно и маленькое, состоит из трёх смысловых частей. Первая часть похожа на вступление. В ней говорится о переживаниях лирического героя. Во второй части мы
читаем о том, каким был раньше парк:

Он был когда- то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином …

А третья часть рисует мрачное будущее леса.

— Что за приём находим здесь? И как вы понимаете значение слова «исполин»? (Слово «исполин» — синоним слова «великан». Это сравнение, это можно подтвердить с помощью союза «как исполин», «как великан». Когда-то парк был могучим, сильным, ничто ему не было страшно.)

— А каким он стал теперь? (Поэт пишет: «Редеет парк, редеет глушь, / Редеют ёловые кущи … » Парк постепенно умирает, исчезает.)

— Почему поэт использовал в стихотворении сочетание ёловые кущи? Как вы его понимаете? (Когда-то ели росли густо — дружно. Теперь же люди равнодушно вырубают ёлки.)

— Почему поэт переставил ударение на первый слог? (Скорее всего, он не захотел нарушить ритм стиха.)

— Как вы понимаете строчки:

Но вот пришли на двух ногах
Животные  — и по долинам
Топор разнёс свой гулкий взмах?

(Так поэт называет людей, потому что разумный человек не может так бездумно уничтожать лес. Значит, человек уподобляется
дикому животному. Таким образом автор подчёркивает жестокость человека.)

— О чём говорят эпитеты? Назовите их.
(Эпитет «убийственный» подчёркивает, что в руках человека топор превратился в орудие убийства парка. Для дерева топор — это палач, убийца.)

— Немало в стихотворении и олицетворений. Наверное, не случайно? Докажите.
(Это такие олицетворения, как «топор разнёс-, «парк шепчет», «но Я ведь жил». Топор наносит парку страшную, смертельную рану. Это страшное орудие в руках равнодушного человека, после его ударов ничего живого не остаётся. А лес — это живой организм: он рождается, растёт, живёт, радует нас шелестом листьев, пением птиц, цветением трав. Олицетворения помогают поэту изобразить парк живым существом, который так же чувствует боль и страдает, как и человек.)

— Метафора «в зеркалах осенних луж» вызывает у вас какие- то ассоциации?
(Наверное, когда-то парк любовался собой, глядя на своё отражение на воде, и тихо радовался.)
— Какое чувство испытывает лирический герой, когда слышит шелест листьев, деревьев? (Он тоскует «душой смертельно».
Слова «трагично-больно мне» говорят о том, что для него гибель деревьев — настоящая беда. И скорее всего оттого, что помочь им он не может, не может один человек защитить природу.)

— Автору удаётся передать тоску при помощи гиперболы «и так трагично-больно мне».
Кроме изобразительных средств, особую роль играет здесь многоточие. Как вы думаете, с какой целью поэт часто употребляет многоточие? (Он словно хочет продолжить перечисление: погибают не только «ёповые кущи», но и другие деревья, целый лес. Второе многоточие
обрывает рассказ-воспоминание о прошлой красоте парка, который был похож на лес. Последнее многоточие передаёт отчаяние и читается как крик о помощи.)

— О чём, на ваш взгляд, думал поэт, когда создавал это стихотворение? Какие мысли его тревожили? (Конечно, он прежде всего думал о сохранении природы. Из стихотворения видно, что Игорь Северянин очень любил природу и переживал из-за уничтожения городского парка.)

— Как бы вы охарактеризовали варваров, «которые губят парк? Можем ли мы говорить, судя по этому стихотворению, о любви человека к природе? (Нет, эти люди не любят природу, поэт даже не называет их людьми. Это «животные на двух ногах». Это очень жестокие, бездушные, бессердечные, беспощадные существа. Если бы они любили природу, не вырубали бы безжалостно парк, а они уничтожают живую природу, значит, не любят и Родину. И не только Родину, но, по убеждению Ф.М. Достоевского, не любят и человека, значит, не уважают себя, ведь человек — часть при роды. Никто не давал права человеку уничтожать природу, вырубать леса, осушать болота.)

— Что же нужно делать, чтобы не погибали парки и леса, не высыхет «реки и моря?
(Надо заботиться о природе, не рубить, например, ёлки на Новый год, а ставить искусственные, сажать новые леса, очищать реки и моря, не загрязнять их. К тому же в последние годы летом леса часто горят на огромных площадях, а ведь лес растёт очень медленно и долгие годы, поэтому весной и летом в лесу нельзя разжигать костёр. Северянин призывает любить, беречь природу, заботиться о ней. Природа нуждается в нашей защите. В этом и заключается основная мысль стихотворения.)

 

3 / 5. 2

.