3.5
(4)

Аннотация. Автор, анализируя «Стихи о Петербурге», пытается дать ответ на вопрос, почему стихотворение, в котором звучит тема «утолённой любви», стало признанием в любви Петербургу.

Ключевые слова: поэзия женской души, внутренняя свобода, образ Петербурга, утолённая любовь, точное реалистическое зрение, городской пейзаж

Творчество Анны Ахматовой — одно из самых блистательных явлений в русской поэзии хх века. По мнению М.Кузмина, поэта Серебряного века, «в её стихах – знакомая нам душа женщины переходной эпохи ломки человеческой психологии».

Действительно, поэзия Ахматовой — выражение женской души. «Я научила женщин говорить», — заметила Ахматова в одной эпиграмме.

Сила любви и сила женской души нашли выход в поэзии женщины, родившейся в 1889 году под именем Анны Горенко и получившей всеобщую известность как великая Анна Ахматова.

В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь пятым временем года:
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это — любовь.

В состоянии любви мир видится новым, открывается необычное в обычном.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
Любовь в стихах Ахматовой — это дневник
любящей, нежной и гордой женской души.
Вот предчувствие любви, томление, вот зарождение чувства, начало любви, подчинение ей, наслаждение ею и, наконец, утоление. Как же рисуется любовь в стихах, посвящённых Петербургу?
Но сначала обратимся к городу Петра.
Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном не терпенье
Конь Великого Петра.

Перед нами образ Петербурга, ахматовского, строгого. До этого в литературе был Петербург Достоевского, Некрасова и, конечно же, Пушкина. Ахматова явила нам свой образ Петербурга. На мой взгляд, ей ближе всего Петербург Пушкина.

Ахматовский образ северной столицы — это нетленный образ холодного,
торжественного, строгого Петербурга 10-х годов хх века. Чем же дорог ей этот город?

Петербург — это место, где свершались судьбы, где рождались и осуществлялись
мечты, где встречались и расставались … О какой любви идёт речь в этом стихотворении: платонической, возвышенно-романтической или чувственной? Трудно сказать … Главное, что эта любовь — утолённая.
Мне не надо ожиданий
у постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.
Заявив об этом, Ахматова утверждает:
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера …
Что это значит? О какой свободе идёт речь? Или после утоления чувства наступает спокойствие, ощущение внутренней свободы? Звучит тема взаимной свободы, как и в стихотворении Н. В.Недоброво «Светлое Воскресение 14-ro года»:
А сердце полным роздыхом природы,
Овеянным благословенным днём,
Во мне расширено до той свободы,
Что никому теперь не тесно в нём.

Стихотворение Ахматовой, по-видимому, посвящено Н.В.Недоброво, поэту и критику, её другу и наставнику, адресату многих стихов поэтессы.

Сказав об «утолённой любви» и внутренней свободе, Ахматова так пишет о Петербурге, что эти стихи звучат как признание в любви этому городу. Почему? Надо сказать, что определяющее место в жизни, творчестве и судьбе Ахматовой занимал, конечно, Петербург. Не случайно её называли истинной петербурженкой – представительницей именно петербургской школы.

Ахматовская поэзия, строгая и классически соразмерная, глубоко родственна самому облику города — его торжественным улицам и площадям, мраморным и гранитным дворцам, античным атлантам и кариатидам, блестящим шпилям.

Её стихи неотделимы ни от Летнего сада, ни от Марсова поля, ни от белых ночей, воспетых Пушкиным и Достоевским.

Ахматова обладала точным реалистическим зрением, и в её лирике ярко отражён
лик города: волшебного и каменного, надёжного и зыбкого.

Ахматова писала: «Дымки над крышами. Петербургские голландские печи … Пожары в сильные морозы … Я почти что всё «Чётки» сочинила в этой обстановке, а дома только записывала уже готовые стихи … ».

Как видим, память Ахматовой была очень острой. Поэзия и проза великого города были неразделимы в её стихах.

Петербург — это родной и близкий для Ахматовой город, её духовная родина. У Ахматовой северная столица, как и у Блока, выступает в глубине поэтического образа. Этот Петербург является свидетелем, участником поэм любви. Но Петербург — это и фон, на котором видны тени любящих друг друга людей.
Сердце бьётся ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
Галерная — очевидец нежных встреч лирических героев.
Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес …
Летний сад также свидетель любви героев, здесь было испытано блаженство, когда они были рядом под светом нарождающегося месяца.

Вот что такое Петербург для Анны Ахматовой, которая заглянула в лик любимого города, с нежностью описала его и сделала участником своей жизни, любви и счастья.

Этому прекрасному и торжественному городу она поёт песнь и признаётся в преданности и нежности.

А стихи об утолённой любви становятся признанием в любви этому городу. То,
что происходило с героями.
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра, —
навсегда останется в сердцах влюблённых.

Ахматовские стихи, «где каждый шаг — секрет», в которых туманное и ирреальное
сочеталось с психологической, бытовой и урбанистической достоверностью, заставляют говорить о «загадке Ахматовой».

Внешнее так переплетается с внутренним, что городской пейзаж становится выражением душевного состояния героев.

А Николай Недоброво, кому, скорее всего, были посвящены «Стихи о Петербурге» так написал о покорившей его лирике Ахматовой: «Её стихи сотворены, а не сочинены».

3.5 / 5. 4

.