3
(3)

В школьном изучении стихотворения «Тучи», написанного перед отъездом Лермонтова во вторую ссылку на Кавказ, стало традицией привлечение воспоминаний об обстоятельствах создания этого стихотворения.

История написания стихотворения «Тучи» Лермонтова.

Поэт был выслан на Кавказ приказом императора Николая I за дуэль с сыном французского посла бароном Эрнестом де Барантом. Дуэли были запрещены в России, но Лермонтов принял вызов, чтобы отстоять честь русского офицера. После пребывания под арестом Лермонтову было предписано покинуть Петербург. Свой прощальный вечер в столице 3 мая 1840 года он провёл в семье покойного историка Н.М.Карамзина. В биографии поэта, составленной П.А.Висковатовым, приводится свидетельство одного из участников «лермонтовского вечера» в доме Карамзиных.

«Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!» … Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и попросили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом
выразительных глаз своих и прочёл его. Когда он кончил, глаза были влажные от слёз … Поэт двинулся в путь прямо от Карамзиных.

Поэт, раскрывая в стихотворении свои переживания, невольно сравнивает свою участь с судьбою тучек, которые мчатся «с милого севера в сторону южную». Они обычно отмечают, что это сравнение выражено коротким придаточным предложением с союзом «как» и частицей «будто», имеющей значение предположительного высказывания «будто как я же … ». Такая позиция и явится основой для стилистического и композиционного анализа стихотворения, в котором определяющим началом станет динамика развития авторского чувства.

Важно подчеркнуть, что сопоставление переживаний героя с тучками-странниками проходит через всё стихотворение. Такое сопоставление человеческой жизни с природною жизнью характерно для русского фольклора и носит название параллелизма. Лермонтов последовательно использует этот приём в стихотворении.

В.Г. БелинскиЙ, оценивая стихотворение «Тучи», отметил, что оно «пленяет роскошью поэтических образов». Какими же
поэтическими средствами создаётся запоминающаяся картина природы в первой строфе стихотворения? В создании этой картины велика роль эпитетов («степью лазурною», «цепью жемчужною») и определительных прилагательных, которые ученики найдут в художественном тексте. Выразительность стихов первой строфы достигается и широким использованием инверсии, позволяющей поэту словно бы увеличить речевое пространство нарисованной им картины.

Открытая симпатия автора к тучкам подчёркнута в первой строфе эмоционально-экспрессивным обращением «Тучки небесные, вечные странники!», уменьшительно-ласкательным суффиксом в существительном «тучки» и подчёркнутой звуковой выразительностью всего обращения. В начальной строфе поэт соединяет себя, изгнанника, и вечное странничество туч.

По сути дела, обращением к тучкам является всё стихотворение. В художественном тексте оно выражено местоимениями, интонационно соединяющимися с другими словами в предложении. Важно, чтобы ученики
выделили местоимения 2-го лица множественного числа в косвенных падежах, которые, выполняя функцию обращений, встречаются, помимо прямого обращения, и в первой строфе («вы»), и во второй «вас», «на вас»), и, наконец, в третьей строфе («вам», «у вас»). В итоге школьники поймут, что всё пространство стихотворения представляет собой монолог поэта, обращённый к тучкам.

Вторая строфа пронизана вопросительной интонацией, которой аккомпанирует повторение союза «или» в разных вариациях «ли», «ль»), Обращаясь с вопросами к тучам, поэт в возможных предполагаемых ответах на них прибегает к таким жизненно важным понятиям, как «судьбы … решение», «зависть», «злоба», -преступление», «клевета». Они являются опорными словами в этой строфе. Выразительны и определения, которые окрашивают эти понятия ( «тайная», «открытая», «ядовитая»), Последовательно используемый в строфе параллелизм позволяет ученикам понять, что поэт обращается здесь и к тучам, и к самому себе. Эти вопросы напрямую связаны и с пережитым самим автором, воскрешают мир его чувств, жизненных переживаний.

Обращаясь к тучкам в заключительной части стихотворения, автор настойчиво прибегает к отрицанию. В словесной ткани третьей строфы трижды используется отрицательная частица «нет», С которой согласуется по смыслу дважды повторенное устаревшее слово «чуждый» (то есть несвойственный чему-либо). У школьников не вызовет затруднения вопрос: что же отрицается поэтом в этой строфе? Вполне допустимо в ответе на него прибегнуть к деятельности репродуктивной — воспроизведению третьей строфы в выразительном чтении.

После чтения заключительной строфы необходимо подчеркнуть, что параллелизм в этой строфе приобретает новое качество — отрицательного параллелизма, в котором на первый план выходит приём контрастного противопоставления.

Эпитет «вечно холодные» невольно заставляет вспомнить о герое стихотворения, в душе которого кипят «страсти», эпитет «вечно свободные», обращённый к тучам, резко противостоит изгнаннической доле поэта: у туч «нет … родины», а лирический герой угнетён разлукой с «милым севером».

Мотив изгнанничества героя как основной мотив стихотворения находит воплощение в сгущённой формуле, определяющей общее построение всего стихотворения:

1. Сходство «будто как я … »,

2. Предположение (или … или … ».

3. Различие «Нет … Нет … »).

Для лирики Лермонтова характерно противопоставление земли и неба, «земного» и «небесного», которое подчёркивает несовместимость идеала и жизненно-бытовых реалий. Вот и в стихотворении «Тучи» царство небесное с холодным бесстрастием туч противопоставлено земле как царству зависти и клеветы, противопоставлено печальной участи человека на земле. Разлука с родиной, изгнанническая судьба усиливают трагедию героя стихотворения: его прошлое — «зависть тайная», «злоба открытая», а будущее — изгнание «в сторону южную».

Стихотворение «Тучи» написано четырёхстопным дактилем. У колыбели этого размера стоит Лермонтов: первые два стихотворения в русской поэзии, написанные 4-ст. дактилем со сплошными дактилическими окончаниями, — это
лермонтовские «Тучи»:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную …

и его же «Молитва»:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием … »

Гаспаров называет четырёхстопный дактиль «лермонтовским размером», потому что в русской поэзии после Лермонтова
очень редки стихи со «сплошными дактилическими окончаниями». Например, строфы в «Трёх пальмах» выстроены на сочетании мужских рифм (с ударением на последнем слоге: земли — росли) и женских рифм (с ударением на втором от конца строки слоге: бесплодной — холодной).  А стихотворение «Тучи» строится лишь на дактилических рифмах — с ударением на третьем от конца строки слоге.

3 / 5. 3

.