0
(0)

Пристального, детального внимания потребует от учащихся постижение интонационных особенностей стихотворения Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим… ».

Оно навеяно любовью поэта к Е.А.Денисьевой и входит в так называемый «денисьевский цикл» («Не раз ты слышала признанье …», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Сияет солнце, воды блещут… », «Последняя любовь» и др.).

Любовь Тютчев воспринимает как счастье, как «союз души с душой родной». Но вместе с тем любовь несёт в себе и опасность, разрушения гармонии личности, когда «я» входит в новое единство «мы» и растворяется в нём. Поэтому любовь в стихотворениях Тютчева выступает как «поединок роковой».

И жертвой «борьбы неравной двух сердец» чаще всего в стихотворениях поэта является женщина. Лирическая тема пагубности любви развёрнута в стихотворении «О, как убийственно мы любим … », оно состоит из десяти строф-четверостиший. Обрамляют стихотворение первая и десятая строфы.

Однородные по своему лексическому составу, начальная и заключительная строфы отличаются интонационно. Если первое четверостишие, начинающееся междометием «о» и местоименным словом «как», представляет собой одно восклицательное предложение, то заключительный катрен состоит из двух восклицательных предложений, в которых чувство выражено ещё сильнее, а многоточие, графически заключающее стихотворение, говорит о незавершённости высказывания и рождает у читателя мысль о не исчерпанности «роковой бездны» переживания.

Построение и интонационный рисунок стихотворения, окаймлённого повторяющейся строфой «О, как убийственно мы любим … », во многом определяется его синтаксической организацией.

Во второй, третьей, четвертой и пятой строфах преобладают вопросительные предложения. Во второй и четвертой строфах они имеют значение сообщения, то есть являются риторическими вопросами. На остальные вопросительные предложения, содержащиеся в третьей и пятой строфах, даётся ответ самим автором стихотворения.

Во второй-четвёртой строфах возникает привлекательный образ молодой женщины с «волшебным взором», для которой встреча с возлюбленным оказалась «роковой» («Всё опалили, выжгли слёзы / Горючей влагою своей»), вторая-пятая строфы интонационно и тематически составляют вторую часть стихотворения (если принять за первую вступительную строфу-зачин). Затем вопрошающий строй второй части сменяется интонационной полифонией третьей части стихотворения.

В ней преобладают повествовательные предложения, которые обрамляются восклицательными предложениями шестой и девятой строф. Лейтмотивом третьей части тютчевского «О, как убийственно мы любим … » являются последствия любви как «ужасного приговора»: «жизнь отреченья, жизнь страданья», которая вызвана жестокостью «толпы», втоптавшей «в грязь» то, что «цвело» в душе женщины.

Нельзя не отметить, что Тютчев, имея в виду предмет своей «убийственной» любви, неоднократно использует в стихотворении местоимения третьего лица (она, неё, её, ней), настойчиво избегая других словоупотреблений в назывании героини.

Характерно, что в первой (и повторяющей её заключительной строфе) поэт употребляет перифраз — стилистический приём, состоящий в замене определённого слова описательным оборотом речи, в котором прямо не называются признаки предмета: «Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей!»

От дважды повторенного в первой строфе местоимения «мы» поэт переходит к конкретным «ты» и «твоя», за которыми нельзя не увидеть самого автора и несомненной автобиографичности стихотворения.

Поэт строго судит себя в первом двустишии второй строфы, начинающем вторую часть стихотворения «Давно ль, гордясь своей победой, / Ты говорил: она моя…»). И в первом двустишии шестой строфы как прологом его третьей части «Судьбы ужасным приговором / Твоя любовь для ней была … »).

Столь же строго судит автор и «толпу», которая обрекла героиню на «долгие мученья». Итак, интонационный рисунок стихотворения «О, как убийственно мы любим … », определяемый знаками организации художественного текста (знаками препинания), проливает свет как на его архитектонику, так и на его тематическую насыщенность (ты и она; она и толпа).

0 / 5. 0

.