Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

Стихотворение «Утёс» было написано Лермонтовым по пути в Ставрополь. Снова путь поэта после жёсткого предписания военного начальства покинуть Петербург в 48 часов лежал на Кавказ. Позади прощание с близкими и друзьями, сердце одолевают горькие предчувствия и острое осознание своего одиночества. В стихотворении «Утес» нет образа лирического героя. Но в нём выражено лирическое переживание, которое связано с чувством потерянности в мире.

Это стихотворение обычно причисляют к иносказательным пейзажам, называют пейзажно-символическим стихотворением. Б.Эйхенбаум относит «Утёс», наряду с «Тучами» и «Листком», к «особым маленьким балладам».

Тучка воплощает подвижность и лёгкость, а утёс, напротив, неподвижность и устойчивость. благодаря чему читатель приходит к такому утверждению? Тучка показана в стихотворении в перемене состояния: она «ночевала» (расположилась для сна), а потом «умчалась … играя» и оставила влажный след … Движение подчёркнуто и особенностями ритма стихотворения. Первые два стиха имеют по три ударения, а третий стих, в котором передаётся перемещение тучки в пространстве, звучит иначе, потому что имеет пять ударений, которые интонационно выделяют каждое слово в стихе.

Но движение подчёркивается не только ритмической организацией стиха. Оно поддерживается и сложной инверсией. Ученики мысленно меняют третий стих («утром в путь она умчалась рано»), строя слова в тот порядок, который свойственен русскому языку (она умчалась в путь рано утром). Почему же поэт прибегает к инверсии, создающей необычную интонационную композицию стиха?

Необычный порядок слов усиливает выразительность стиха. В крайние точки третьей строки попадают слова, передающие время действия («утром», «рано»), что дополнительно сообщает самому действию некую
протяжённость. Сочетание предлога с существительным «в путь» опережает глагол «умчалась», что выделяет мотив пути как важную значимую единицу текста. Руководствуясь тем, что в русском языке естественным является порядок слов «подлежащее + сказуемое», «определение + определяемое слово», учащиеся самостоятельно найдут инвертированные стихи: «Ночевала тучка золотая … », «Но остался влажный след в морщине … ».

В изображении «старого утёса», олицетворяющего собой неподвижность и монументальность очень важной в смысловом и композиционном отношении является инверсия «… одиноко / Он стоит … », где слово «одиноко» оттеняет мотив одиночества. Инверсия сочетается в заключительной строфе с двумя строчными переносами. В строфе:
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне, —
фраза) начатая в первом стихе) переносится во второй стих; фраза) начатая во втором стихе) тоже переносится в следующий стих.

Перенос передаёт волнение поэта. Внимание читателя поневоле останавливается на ключевом слове «одиноко», которое находит смысловой отзвук в слове «пустыня». В итоге ученики поймут, что в стихотворении сопоставляются судьбы героев стихотворения — «тучки», которая «мчится», «по лазури весело играя», и «угёса-великана», «старого утёса», который «тихонько плачет … в пустыне». За чувствами героев стихотворения угадываются живые человеческие чувства: острое чувство одиночества, неразделённость любви, непрочность человеческих связей.

«Утес» написан 5-стопным хореем, в котором стопа, состоящая из двух слогов, имеет ударение на первом слоге ( , _ ). Но далеко не все стихи «Утёса» имеют по пять ударений. Встречаются и стихи, где в стопе вместо ударного слога стоит неударный. Такая стопа называется пиррихием,

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2017 Инфошкола