5
(1)

«В полдневный жар в долине Дагестана…» (1841) — стихотворение написано за несколько месяцев до смерти Лермонтова на Кавказе и связано с настроениями поэта, отправленного во вторую кавказскую ссылку.

«Сон» не описывает биографических событий из жизни поэта, но воспринимается как пророчество. Лермонтов передаёт свои мрачные предчувствия языком образов.

Стихотворение имеет сложную сюжетную форму и состоит из пяти строф: первые две повествуют об убитом герое (первый сон), третья — о «пире» (второй сон), последние две строфы — о возлюбленной, которая тоже видит «сон» (третий сон). В.С.Соловьёв назвал стихотворение «сновидением в кубе», В.В.Набоков — «тройным сном».

Лирический герой «Сна» — русский офицер, он жив и рассказывает сон, в котором видел собственную смерть (<<И снится мне»), он умирает, истекая кровью, далеко от родины под палящим солнцем Дагестана. В этом «мёртвом сне» герой видит сон любимой им женщины, которая пророчески прозревает его смерть («И снился ей»). На весёлом балу она сидит задумчиво, а её «душа младая» «погружена» в «грустный сон» о нём. Таким образом, получается, что второй сон находится внутри первого, а третий — внутри второго и первого. Сюжет развёрнут два раза —
с точки зрения героя и с точки зрения героини.

Завершается стихотворение той же картиной, которая его открывала (кольцевая композиция). Последняя строфа зеркально отражает первую, почти полностью совпадают детали: «кровь лилась», «дымилась рана», в заключительной — «кровь лилась хладеющей струёй», «дымясь, чернела рана». Лермонтов сохраняет даже рифму «Дагестана — рана».

Сон, «сделав замкнутую спираль, возвращает нас к начальной строфе» (ВНабоков). Б.Эйхенбаум указал на зеркальную композицию «Сна»: «Сон героя и сон героини — это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения».

Мотив сна о собственной смерти разрабатывался Лермонтовым на протяжении всего творчества. Категория сна в стихотворении многозначна: 1) сновидение; 2) смерть; 3) видение. Эти значения раскрывают смысл заглавия постепенно. У Лермонтова «сон» и «смерть» становятся синонимами.

Сон героя — это предсмертное видение. Сон героини — видение пророческое, в котором она «духовными очами» видит гибель родной души. Мотив смерти тесно переплетается с мотивом любви. Герои соединены незримыми узами: их души погружены в один сон. Лирический герой на грани земного и ирреального видит «её» живую, она видит «его» мёртвого.

В «мёртвом сне» ему «снился» «грустный сон» «души её». Это векторное движение навстречу. Но они не встречаются друг с другом, потому что находятся в двух разных точках мироздания: «здесь» и «там». «Здесь» — смерть, труп, свинец, кровь, жар, пустыня, а «там» — жизнь, юная жена, родимая сторона, пир, веселье.

Лермонтов стирает границу между жизнью и смертью, так как сон — это состояние вне времени. Сон лирического героя переходит в смерть, а душа героини погружена в сон «бог знает кем», то есть высшей силой, творцом.

«Сон» посвящён трагической для Лермонтова мечте — преодолению одиночества через любовь. Наличие двух персонажей говорит о том, что третьим основным мотивом стихотворения (кроме сна и смерти) становится мотив любви.

Любовь в понимании Лермонтова — это мистическое единство двух людей, находящихся далеко друг от друга. Для поэта образом идеальной любви становится провидческая Божественная связь родных душ.

«Сон» построен на контрастах и зеркальных оппозициях: чужбина — родина (долина Дагестана и «родимая сторона» (Петербург), свет-тьма (естественный «полдневный жар» и сияющий искусственными огнями «вечерний пир»), одиночество — веселье, (<<лежал один Я на песке долины» и «весёлый разговор»), жар — холод ( «полдневный жар» в первой строке стихотворения и «хладеющая струя» крови в последней).

Природа выступает враждебной, убивающей силой. Раненый герой погибает от зноя («солнце жгло»). Лермонтов акцентирует на этом внимание с помощью повторов. «Тягостный» пейзаж окружает героя: «уступы скал», песок долины, «жёлтые вершины».

Композиционная сложность стихотворения контрастирует с простотой художественной образности. «Сон» соединяет эпическую точность с элементами описания. Почти нет возвышенной лексики, кроме эпитетов «хладеющий», «увенчанный», «младая». Для усиления ощущения обречённости и одиночества лирического героя Лермонтов использует двойные лексические повторы («лежал» (1-я и 2-я строфа), «жгло» (2-я строфа), «весёпый» (3-я и 4-я строфа), «один» — «одна» (2-я и 4-я строфа).

«Сон» имеет сложный музыкальный рисунок, который создаётся с помощью ассонансов, аллитерации, анафоры и внутренних рифм («жар — лежал», «в груди — один», «скал — спал», «дымилась — точилась»). В первой, четвёртой и пятой строфах звучат тревожные звуки «д», «н» И «ж», всё стихотворение пронизано звуком «л», напоминающим о ключевом понятии «люблю» (В полдневный жар в долине Дагестана … Лежал недвижим я … И солнце жгло их жёлтые вершины и жгло меня … »).

Стихотворение написано пятистопным ямбом с чередованием женской и мужской рифмы. Адресатами «Сна» называют В.А.Лопухину, Е.Л.Ростопчину, Е.А.Сушкову. В.А.Лопухина была одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. «Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей … ».

Е.А.Сушкова необоснованно считала, что поводом к созданию «Сна» стало известие о её предполагаемом браке с А.А.Лопухиным. Она передавала слова Лермонтова: « … вы мне сегодня дали мысль для одного стихотворения …

Вы мне с таким увлечением сказали, что в кругу блеска, шума, танцев вы только видите меня, раненого, умирающего, и в этот момент вы улыбались для толпы, но ваш голос дрожал от волнения; но на глазах блестели слёзы, и со временем я опишу это.

Узнаете ли вы себя в моих произведениях?». Но «Сон» написан в 1841 году, а разговор мог состояться не позднее 1834 года. Эйхенбаум считал более вероятным адресатом Е.Л.Ростопчину. Лермонтов и Ростопчина сблизились в 1841 году перед отъездом Лермонтова на Кавказ. По её воспоминаниям, поэт настойчиво говорил об ожидавшей его смерти. Происхождение стихотворения может быть связано и с историей генерала М.Х.Шульца, который рассказал Лермонтову о том, как он после сражения пролежал среди убитых целый день, пока его не обнаружили.

Стихотворение могло быть навеяно и песней терских казаков, в которой есть такие строки: «Много во сне виделось. Во сне виделось: ох, будто б я, удал добрый молодец, убитый на дикой степе лежу Ретивое моё сердечушко простреленное ».

С.Шувалов считал, что на замысел «Сна» могла повлиять лирика немецкого поэта Гейне. Многие исследователи считали «Сон» пророческим (Д.С.Мережковский, В.С.Соловьёв, В.В.Розанов, В.В.Набоков, С.И.Кормилов, И.Л.Щеблыкин).

Видение … ужасающей ясности», — отозвался о нём Д.С.Мережковский. Но нужно помнить, что в тексте нет биографических отсылок, всё это читатель при вносит из
знания фактов из жизни Лермонтова.

5 / 5. 1

.