3.6
(19)

Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человек, природе принадлежит одно из первых мест. Поэтому важно поднять на уроках литературы такую тему, как «Человек и земля, человек и природа».

Творчество Николая Заболоцкого отвечает этой потребности. Слияние с природой — главная мысль поэта. Его стихи — источник глубоких раздумий о жизни, о себе, о человеке.

Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, читателю необходимо самому испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью.

>Начинаем разговор с ребятами об отношении человека к природе.

За что человек любит русскую природу? В чём проявляется эта любовь? Какие надежды связывают человека с природой? Чем природа способна обогатить душу? Природа равнодушна к человеку? А человек к природе?..

>Следующий этап разговора связан со взглядом на природу Н.А. Заболоцкого. Читаем его заметку «Почему я не пессимист», где поэт излагает своё мировоззренческое кредо: «Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всём их многообразии — эта трава, эти цветы, эти деревья — могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своею, и воздухом, — все они живут рядом со мною. Разве я могу отказаться от родства с ними?.. Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рёв зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нём?.. Я — человек, часть мира, его произведение. Я — мысль природы, её разум. Я часть человеческого общества, его единица. С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются».

Пытаемся с ребятами выделить основные мысли писателя и сделать свои выводы:

Для поэта природа всегда загадка. Её хочется разгадать.
Мир природы наполнен высшей гармонией.
Жизнь природы переплетается с жизнью человека.
Главная задача человека в том, чтобы сохранить и усовершенствовать этот прекрасный мир…

Последнее предложение автора записываем как завещание потомкам: «С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются».
Не кажется ли спорным это утверждение? Попытаемся разобраться на примере стихотворения Николая Заболоцкого «В этой роще берёзовой».

В ЭТОЙ РОЩЕ БЕРЕЗОВОЙ
 
В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.
За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.
1946

После прочтения делимся впечатлениями от прочитанного, делаем необходимые комментарии. В процессе коллективного анализа лирического стихотворения ребята вместе с учителем пытаются осмыслить ключевые образы-символы и логично сформулировать основные тезисы.

Стихотворение начинается с описания замечательного утреннего пейзажа, выполненного на высокой поэтической ноте (в берёзовой роще «колеблется розовый / Немигающий утренний свет», «прозрачной лавиною / Льются листья с высоких ветвей»). Утро так чудесно, так чарующе, что поэт, зная, как прекрасна песня иволги, ещё более возвышает свой стих обращением к ней: «Спой мне, иволга, песню пустынную, / Песню жизни моей».

Автор не случайно использует образ этой птицы. По поверьям древних славян, иволга олицетворяет гармонию, равновесие. Также не случайно поэт связывает свою жизнь с песней иволги. Избрав «неприметную деревянную дудочку», чтобы радовать людей, она привлекает их красивым флейтовым свистом (флейта — небольшой музыкальный деревянный духовой инструмент). И песня её созвучна и этому чудному утру, и умиротворённому настроению лирического героя.

Безмятежность природы и человеческой жизни («вдалеке от страданий и бед») прерывается строкой: «Но ведь в жизни солдаты мы…». С одной стороны, здесь ясно слышны отзвуки недавней войны (стихотворение написано в 1946 году), с другой — встаёт образ вечной войны, которую человек вынужден вести за своё существование.

Кажется, что в стихотворении Н.Заболоцкого говорится обо всех войнах, которые когда-либо велись и, к сожалению, ведутся до сих пор / Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома»). Ужасная ядерная война уже не раз угрожала человечеству. Поэт сравнивает безумные войны с «безумными мельницами», которые машут вокруг крылами смерти, прерывают и птичье пение. «Где ж ты, иволга, леса отшельница? / Что ты смолкла, мой друг?» — с тревогой спрашивает поэт.

Ответы на эти вопросы мы слышим в следующей строфе. С высоты птичьего полёта открывается изуродованная войной, прежде прекрасная земля:  Окружённая взрывами, Над рекой, где чернеет камыш, Ты летишь над обрывами, Над руинами смерти летишь. Сама летящая под «смертельным облаком», ставшая «молчаливой странницей», иволга провожает на бой друга-солдата, защитника жизни.

Он погибнет, защищая Родину, в утренней мгле, на восходе солнца («С опалёнными веками / Припаду я, убитый, к земле»). Как точно у поэта каждое слово: именно припаду (а не упаду), ибо припасть (прижаться, приникнуть, прильнуть) можно только к родной земле; о пулемётной очереди, разорвавшей сердце солдата: «Крикнув бешеным вороном, / Весь дрожа, замолчит пулемёт». Но в живой душе убитого солдата звучит голос птицы жизни.

Последняя строфа перекликается с начальной и обогащается новыми смыслами. Перед нами снова предстаёт сцена утра. В первой: «В этой роще берёзовой», в последней: «И над рощей берёзовой, / Над берёзовой рощей моей»; в начале: «колеблется розовый / Немигающий утренний свет», «прозрачной лавиною / Льются листья с высоких ветвей»; в последней: «лавиною розовой / Льются листья с высоких ветвей». Повторы, инверсия, притяжательное местоимение («над берёзовой рощей моей») усиливают переданные поэтом чувство любви к Родине, красоту и мощь наступающего утра, торжество жизни, символами которой становятся и розовая лавина льющихся листьев, и крошечный цветок, оживающий под божественной каплей.

Делаем вывод о том, что это не чисто пейзажное произведение, здесь нет простого описания природы. Здесь лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но стремится осмыслить её жизнь, тесно связанную с человеком и человечеством. Поэтические строки Н.Заболоцкого носят характер глубокого раздумья о мире как созидании, о войне как разрушении. Это позволяет назвать стихотворение философским.

Перед читателем предстают две картины.
>Картины мира: мир «без страданий и бед», «роща берёзовая», «розовый утренний свет», «прозрачная лавина» листьев, «льются листья», «высокие ветви», иволга, «песня жизни», «утренняя свежесть», «человечье жильё», «капля божественная», «кусочек цветка», «утро победы торжественной. На века».

Картины войны: «содрогаются атомы» лицетворение), «как безумные мельницы равнения), машут войны крылами» (метафора), «взрывы», «руины смерти» (метафора), «смертельное облако» (эпитет), «иволга… смолкла», «окружённая взрывами»; «чернеет камыш», «я… убитый»; «бешеным вороном, весь дрожа, замолчит пулемёт» (сравнение, олицетворение); «в… сердце разорванном».

Стихотворение построено на контрасте «берёзовой рощи» с поющей иволгой — олицетворением жизни и «содрогающихся атомов», «руин смерти» — олицетворением войны и смерти.

В центре — образ лирического героя, погибшего солдата, отдавшего жизнь за Родину, за жизнь на земле. Его глазами мы видим противостояние войны и мира. В стихотворении переплелись темы жизни, смерти и бессмертия, временного и вечного.

Поначалу, познакомившись с названием стихотворения, ребята традиционно ожидают «приятного» прочтения пейзажной лирики. После осмысления содержания стихотворения понимают, что это трагическое произведение, посвященное тревогам ядерного века, и вместе с тем — оптимистичное, жизнеутверждающее: «Встанет утро победы торжественной / На века».

Возвращаемся к утверждению Н.Заболоцкого: «С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются». Оправдываются ли сегодня надежды поэта? От кого и от чего зависит наше будущее? Ответы на эти вопросы ребята дают в письменной форме.

3.6 / 5. 19

.