Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человек, природе принадлежит одно из первых мест. Поэтому важно поднять на уроках литературы такую тему, как «Человек и земля, человек и природа».
Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, читателю необходимо самому испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью.
>Начинаем разговор с ребятами об отношении человека к природе.
За что человек любит русскую природу? В чём проявляется эта любовь? Какие надежды связывают человека с природой? Чем природа способна обогатить душу? Природа равнодушна к человеку? А человек к природе?..
>Следующий этап разговора связан со взглядом на природу Н.А. Заболоцкого. Читаем его заметку «Почему я не пессимист», где поэт излагает своё мировоззренческое кредо: «Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всём их многообразии — эта трава, эти цветы, эти деревья — могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своею, и воздухом, — все они живут рядом со мною. Разве я могу отказаться от родства с ними?.. Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рёв зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нём?.. Я — человек, часть мира, его произведение. Я — мысль природы, её разум. Я часть человеческого общества, его единица. С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются».
Пытаемся с ребятами выделить основные мысли писателя и сделать свои выводы:
Последнее предложение автора записываем как завещание потомкам: «С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются».
Не кажется ли спорным это утверждение? Попытаемся разобраться на примере стихотворения Николая Заболоцкого «В этой роще берёзовой».
В ЭТОЙ РОЩЕ БЕРЕЗОВОЙВ этой роще березовой,Вдалеке от страданий и бед,Где колеблется розовыйНемигающий утренний свет,Где прозрачной лавиноюЛьются листья с высоких ветвей,—Спой мне, иволга, песню пустынную,Песню жизни моей.Пролетев над поляноюИ людей увидав с высоты,Избрала деревяннуюНеприметную дудочку ты,Чтобы в свежести утренней,Посетив человечье жилье,Целомудренно бедной заутренейВстретить утро мое.Но ведь в жизни солдаты мы,И уже на пределах умаСодрогаются атомы,Белым вихрем взметая дома.Как безумные мельницы,Машут войны крылами вокруг.Где ж ты, иволга, леса отшельница?Что ты смолкла, мой друг?Окруженная взрывами,Над рекой, где чернеет камыш,Ты летишь над обрывами,Над руинами смерти летишь.Молчаливая странница,Ты меня провожаешь на бой,И смертельное облако тянетсяНад твоей головой.За великими рекамиВстанет солнце, и в утренней мглеС опаленными векамиПрипаду я, убитый, к земле.Крикнув бешеным вороном,Весь дрожа, замолчит пулемет.И тогда в моем сердце разорванномГолос твой запоет.И над рощей березовой,Над березовой рощей моей,Где лавиною розовойЛьются листья с высоких ветвей,Где под каплей божественнойХолодеет кусочек цветка,—Встанет утро победы торжественнойНа века.1946
После прочтения делимся впечатлениями от прочитанного, делаем необходимые комментарии. В процессе коллективного анализа лирического стихотворения ребята вместе с учителем пытаются осмыслить ключевые образы-символы и логично сформулировать основные тезисы.
Стихотворение начинается с описания замечательного утреннего пейзажа, выполненного на высокой поэтической ноте (в берёзовой роще «колеблется розовый / Немигающий утренний свет», «прозрачной лавиною / Льются листья с высоких ветвей»). Утро так чудесно, так чарующе, что поэт, зная, как прекрасна песня иволги, ещё более возвышает свой стих обращением к ней: «Спой мне, иволга, песню пустынную, / Песню жизни моей».
Безмятежность природы и человеческой жизни («вдалеке от страданий и бед») прерывается строкой: «Но ведь в жизни солдаты мы…». С одной стороны, здесь ясно слышны отзвуки недавней войны (стихотворение написано в 1946 году), с другой — встаёт образ вечной войны, которую человек вынужден вести за своё существование.
Кажется, что в стихотворении Н.Заболоцкого говорится обо всех войнах, которые когда-либо велись и, к сожалению, ведутся до сих пор / Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома»). Ужасная ядерная война уже не раз угрожала человечеству. Поэт сравнивает безумные войны с «безумными мельницами», которые машут вокруг крылами смерти, прерывают и птичье пение. «Где ж ты, иволга, леса отшельница? / Что ты смолкла, мой друг?» — с тревогой спрашивает поэт.
Ответы на эти вопросы мы слышим в следующей строфе. С высоты птичьего полёта открывается изуродованная войной, прежде прекрасная земля: Окружённая взрывами, Над рекой, где чернеет камыш, Ты летишь над обрывами, Над руинами смерти летишь. Сама летящая под «смертельным облаком», ставшая «молчаливой странницей», иволга провожает на бой друга-солдата, защитника жизни.
Он погибнет, защищая Родину, в утренней мгле, на восходе солнца («С опалёнными веками / Припаду я, убитый, к земле»). Как точно у поэта каждое слово: именно припаду (а не упаду), ибо припасть (прижаться, приникнуть, прильнуть) можно только к родной земле; о пулемётной очереди, разорвавшей сердце солдата: «Крикнув бешеным вороном, / Весь дрожа, замолчит пулемёт». Но в живой душе убитого солдата звучит голос птицы жизни.
Последняя строфа перекликается с начальной и обогащается новыми смыслами. Перед нами снова предстаёт сцена утра. В первой: «В этой роще берёзовой», в последней: «И над рощей берёзовой, / Над берёзовой рощей моей»; в начале: «колеблется розовый / Немигающий утренний свет», «прозрачной лавиною / Льются листья с высоких ветвей»; в последней: «лавиною розовой / Льются листья с высоких ветвей». Повторы, инверсия, притяжательное местоимение («над берёзовой рощей моей») усиливают переданные поэтом чувство любви к Родине, красоту и мощь наступающего утра, торжество жизни, символами которой становятся и розовая лавина льющихся листьев, и крошечный цветок, оживающий под божественной каплей.
Делаем вывод о том, что это не чисто пейзажное произведение, здесь нет простого описания природы. Здесь лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но стремится осмыслить её жизнь, тесно связанную с человеком и человечеством. Поэтические строки Н.Заболоцкого носят характер глубокого раздумья о мире как созидании, о войне как разрушении. Это позволяет назвать стихотворение философским.
Перед читателем предстают две картины.
>Картины мира: мир «без страданий и бед», «роща берёзовая», «розовый утренний свет», «прозрачная лавина» листьев, «льются листья», «высокие ветви», иволга, «песня жизни», «утренняя свежесть», «человечье жильё», «капля божественная», «кусочек цветка», «утро победы торжественной. На века».
Картины войны: «содрогаются атомы» лицетворение), «как безумные мельницы равнения), машут войны крылами» (метафора), «взрывы», «руины смерти» (метафора), «смертельное облако» (эпитет), «иволга… смолкла», «окружённая взрывами»; «чернеет камыш», «я… убитый»; «бешеным вороном, весь дрожа, замолчит пулемёт» (сравнение, олицетворение); «в… сердце разорванном».
Стихотворение построено на контрасте «берёзовой рощи» с поющей иволгой — олицетворением жизни и «содрогающихся атомов», «руин смерти» — олицетворением войны и смерти.
В центре — образ лирического героя, погибшего солдата, отдавшего жизнь за Родину, за жизнь на земле. Его глазами мы видим противостояние войны и мира. В стихотворении переплелись темы жизни, смерти и бессмертия, временного и вечного.
Поначалу, познакомившись с названием стихотворения, ребята традиционно ожидают «приятного» прочтения пейзажной лирики. После осмысления содержания стихотворения понимают, что это трагическое произведение, посвященное тревогам ядерного века, и вместе с тем — оптимистичное, жизнеутверждающее: «Встанет утро победы торжественной / На века».
Возвращаемся к утверждению Н.Заболоцкого: «С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются». Оправдываются ли сегодня надежды поэта? От кого и от чего зависит наше будущее? Ответы на эти вопросы ребята дают в письменной форме.
Не согласна. Заболоцкйи не верит в грамонию и красоту природы. Надо читать биографию автора.