0
(0)

Анализ лирического произведения в школьной практике является одним из самых сложных видов работы. Соотнести принцип научности в анализе стихотворения с чувственно-эмоциональным восприятием, не разрушив образного видения учащихся, -тонкая и в то же время главная задача для учителя. Особенно она усложняется при подходе к такому совершенному произведению, как «Выхожу один Я на дорогу … «Созерцание торжественного величия мира, жажда жизни и большая человеческая горечь соединяются в этом стихотворении в целостное драматическое переживание и превращаются волей поэта в уносящую и облегчающую душу стихию мечты и музыки». В нем заключены философские и эстетические принципы Лермонтова; написанное в 1841 году, незадолго до гибели, оно является поэтическим завещанием поэта. Мы читаем стихотворение «Выхожу один Я на дорогу … » В конце изучения лирики Лермонтова. «Уже при самом общем взгляде, обращенном нами на это стихотворение, — пишет Д.Е.Максимов, — мы отмечаем в нем сочетание двух начал, которые не всегда объединяются в поэзии: горячей напевно-музыкальной стихии, уводящей в глубочайшие недра личности, и конструктирующего интеллектуального принципа. Оба эти начала естественно и органически входят в структуру стихотворения, определяя его «содержание» и «форму»». Эта поэтическая логика и является особенностью стихотворения. В нем слились все мотивы лермонтовской лирики предшествующих лет. Выявление этих мотивов, сопоставление их со стихотворением «Выхожу один Я на дорогу … » — один из путей, ведущих к обобщению и новому осмыслению лермонтовского творчества. Как можно построить работу со стихотворением на уроке? Конечно, слово «мотив» вызывает у нас ассоциацию с музыкальной стихией. Чтобы возникло и держал ось эмоциональное состояние, соответствующее тональности стихотворения, лучше начать работу с прослушивания его в музыкальном исполнении — романса на музыку Е.Шаниной. Чтобы соотнести поэтический музыкальный мотив в восприятии учащихся, перед этим прослушиванием даю ученикам установку: сосредоточить внимание на своихьвнутренних переживаниях, впечатлениях от музыки и стихов, включить воображение — что- то представить, пока исполняется произведение (может быть, закрыть глаза, «уйти В себя»), Затем пробуем создать цветовой фон или образный ряд. Ученики называют или отображают на бумаге ассоциативно возникшие цветообразы. Преобладают лиловые, синие тона, полосы льющегося с неба лунного света, образ дуба — от земли до неба, голубое сияние звезд. Обсуждая картины, возникшие в воображении учеников, задаю вопрос: — Можете ли вы назвать эти изображения пейзажными? Некоторые ребята говорят о том, что действительно рисовали реальный пейзаж: темно-лиловое небо, луна, зеленый дуб, человек, бредущий по дороге, освещенной лунным светом. Но большинство учеников, задумавшись, отвечают, что это скорее картины мыслей и чувств, это не описание пространства — это внутренняя жизнь души. В цвете и образах эти картины передают именно то, что мы чувствовали и хотели бы пережить: любовь, умиротворение, желание открыть тайны мироздания, ощутить себя частью этого прекрасного большого мира. На вопрос, что больше всего очаровало их в момент прослушивания pоманса — стихи или музыка, — ученики затруднялись ответить: то, что они услышали, было гармонично и прекрасно, поэтому они не могли в своем сознании разделить романс на «стихи» И «музыку». И Я говорю им О том, что главное как для музыканта, так и для поэта — подобрать «мелодию», то есть такие звуки и краски, в которых он сможет выразить свою душу. Так, оттолкнувшись от образно-ассоциативных представлений, постепенно переходим к анализу мотивов, образов и тем стихотворения в соотношении со всей изученной лирикой Лермонтова. Беседуя, мы ведем записи, позволяющие сопоставить стихи разных лет со строками стихотворения «Выхожу один Я на дорогу … », Наша цель — выяснить, те ли мотивы звучат в нем, что и в других произведениях, и так ли он звучат. При этом мы постоянно обращаемся к созданным нашим воображением образам. На большинстве созданных рисунков в центре мироздания — человек. Он одинок. И мы говорим о том, что стихотворение начинается с характерного для поэзии Лермонтова мотива одиночества. Состояние одиночества — одновременно тягостное и привычное для поэта. Здесь вспоминаются те стихи, где мотив звучит особенно трагично: «Как тяжко жизни сей оковы / Нам в одиночестве влачить … »; «Одинок Я — нет отрады. / Стены голые кругом … » И др.

— Есть ли это ощущение трагизма в стихотворении «Выхожу один Я на дорогу ..» ? — задаю вопрос ученикам, и они говорят о том, что этого ощущения не возникает, напротив — появляется надежда на счастье, примирение с миром и Богом. — Почему? Здесь важно упомянуть, что одним из характерных романтических лермонтовских мотивов как в ранней, так и в зрелой лирике является богоборчество. Предлагаю учени- кам назвать те произведения, где это проявилось наиболее сильно. Ученики называют, конечно, поэму «Демон»: «Печальный демон. дух изгнанья, / Летал над грешною землей». Вспоминают стихотворение «Благодарность», где поэт обращается к Богу с просьбой оборвать гнетущее его существование, с жестокой, кощунственной иронией перечисляет все божеские «милости» (<<горечь слез», «отраву поцепуя», «месть врагов» и «клевету друзей», «мучения страстей-) и требует: «Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне / Недолго я еще благодарил». — В каких отношениях с Богом лирический герой стихотворения «Выхожу один Я на дорогу … », каким видится ему мир вокруг? — этот вопрос становится определяющим в дальнейших размышлениях над стихотворением, потому что ответ на него дает направление движению мысли и задает тональность всех последующих ответов. Ученики безошибочно определяют, что богоборческие мотивы сменяются смирением перед величием Создателя: «Пустыня внемлет Богу». В небесах, традиционно связываемых в нашем представлении с обителью Бога, — «торжественно И чудно», И человек с благоговением принимает мир. Эти примиренческие мотивы — не совсем новые влирике поэта (<<Молитва»), но и не характерные для него, становятся ведущими в данном стихотворении. Постепенно в процессе беседы приходим к выводам о том, что примирение человека с Богом и миром меняет его мироощущение и внутреннее состояние. Он уже не тяготится своим одиночеством: «Дорога» — символ движения, выхода в бесконечное открытое пространство мира. Это пространство всегда виделось Лермонтову раздвоенным: «небо» и «земля» разобщены, душа поэта тоскует здесь, на земле, и рвется к звездам и птицам, страдает от недостижимости мечты: «Молча сижу под окошком темницы; / Синее небо отсюда мне видно: /В небе играют все вольные птицы; / Глядя на них, мне и больно и стыдно» (<<Пленный рыцарь»);

« … звезды И небо — / Звезды и небо! — а я человек! .. » (<<Небо и звезды»); «Только завидую звездам прекрасным, / Только их место занять бы хотел» (<<Небо и эвезды-). В стихотворении «Выхожу один Я на дорогу … » это разобщение исчезло: все связано, слито: «Звезда С звездою говорит», «пустыня внемлет Богу». — Как же соотнести это общение с тем, что поэт сказал ранее — «Ночь тиха»? Этот «разговор» звезд и земли с Богом — особый, молчаливый, когда они понимают друг друга без слов. Это разговор сфер, находящихся выше человеческого понимания.

Здесь можно привести подтверждение тем мыслям, которые высказаны учениками: «Звезды разговаривают друг с другом без слов, и земля внемлет этой безмолвной речи … мир, окружающий поэта, не только умеет говорить и слушать. Он слышит неслышное, видит незримое, он наделенспособностями тонкого, чувственного взаимопонимания».

— Однако, — обращаю внимание учащихся, — человеку, оказавшемуся в середине мироздания, «больно» и «трудно». Почему он одинок среди звезд и миров? Ни земля, ни небо, ни звезды этого состояния не знают, им не знакомы мысли о будущем (<<Жду ль чего?») и о прошлом (<<Жалею ли о чем?»). Человек испытывает желание слиться с этим миром вечности, в гармонии с ним и самим собой.
— И чтобы слиться в гармонии с этим миром вечности, человек отрекается от своего прошлого (<<И не жаль мне прошлого ничуть » ), отказывается от земной мечты (<<Уж не жду от жизни ничего я»). Эти рассуждения подводят нас к выявлению еще одного важного и свойственного ряду произведений Лермонтова мотива — мотива сна. Как .человеку соединиться в гармонии с этим миром, который «спит … В сиянье голубом» вокруг него, отказавшись от суеты жизни? Так же «забыться и заснуть». Вспомним стихотворение «Сон», сон сосны В стихотворении «На севере диком стоит одиноко … », Здесь мы обращаем внимание на то, что состояние сна тоже связывается с переходом в вечность — со смертью: сон как смерть — и смерть как сон. Сосна, засыпая, умирает от одиночества среди снежной пустыни. Воин, умирая от ран в жаркой долине Дагестана, видит сон; его невеста видит во сне умирающего возлюбленного. В стихотворении «Выхожу один Я на дорогу … » сон — это жизнь: «Сон, О котором он мечтает, — это не «холодный сон могилы», а полнота жизненных сил». С ним соединяется надежда на любовь (<<Про любовь мне сладкий голоспел-), на счастье (<<Я ищу свободы и покоя .. «)

Любовь для Лермонтова-романтика всегда была связана с обманом и разочарованием:

«Любить … Но кого же? На время — не стоит труда, / А вечно любить невозможно»;
«Нет не тебя так пылко я люблю … »; «Так чувства лучшие мои / Обмануты навек тобою».
Теперь же сон — слияние с мирозданием, и голос любви — «сладкий», поэт готов слушать его вечно — и ночью, и тогда, когда эта чудная ночь кончится (<< … всю ночь, весь день мой слух лелея … »}. Любовь становится сущностью этого нового состояния — гармонии.
В конце стихотворения возникает самый загадочный и самый значимый его образ:
«Надо мной чтоб, вечно зеленея, / Темный дуб склонялся и шумел». Ученики соотносят его с образами живой природы, реального пейзажа, хотя при этом понимают, что в нем есть что-то особенное — не совсем земное, что-то «космическое». Мотивы любви к природе, ее явлениям и сущности уже знакомы ученикам по стихотворениям «Когда волнуется желтеющая нива … », «Родина». Ученики легко вспоминают строки из известных им стихотворений, подтверждая мысль о том, что Лермонтов создал прекрасные образы русского пейзажа. Вспоминаем, как поэт
противопоставлял этот прекрасный мир природы человеческому обществу, где все дисгармонично, где нет правды — а значит, нет красоты, нет поэзии. «Счастье на земле» и «в небесах … Бога» поэт мог постигнуть только в общении с миром, в котором «волнуется желтеющая нива», «ландыш серебристый / Приветливо качает головой», журчит В овраге «студеный ключ». Многие исследователи так трактуют значение образа дуба в художественной концепции стихотворения. Однако точнее всех, видимо, его раскрыл Ю.МЛотман: «Поэтическое «я» оказывается в центре мироздания, из времени переходит в вечность («вечно зеленея»). Сам образ дуба, венчающий стихотворение, ведет к архаическим представлениям о «мировом древе», соединяющем небо и землю, расположенном в середине космоса и связующем все его сферы» . Эта мысль помогает учащимся прийти к заключению: дуб — это не просто дерево — живое и смертное, это «вечное древо», «мировое древо», соединяющее небо и землю, человека и Бога, счастье и покой, любовь и сон, — мифологический образ. Слово «венчающий» очень точно определяет движение нашей мысли и души: мы в интерпретации стихотворения и его мотивов идем не от начала к концу текста (сверху — вниз, по строчкам), а от земли (<<дорога » , «пустыня •• ) К небу (вечности), соединяя их в мировой гармонии.

Завершая разговор, делаем выводы о том, что это особое стихотворение в творчестве поэта. Оно самое «лермонтовское- — В нем синтезировались все характерные для его лирики темы и мотивы, которые здесь проявлены в совершенно новом ключе, в новой тональности. Трагический разлад с миром, с Богом, с собой сменяется примирением, стремлением к гармоническому слиянию, к достижению высшей свободы — полноты жизни. Стихотворение относится не к пейзажной (хотя реальный пейзаж стихотворения ведет нас на Кавказ), а к философской лирике: в нем изображен не земной ландшафт — это картина мироздания. Умиротворение, примирение с Богом зазвучало в стихотворении «Выхожу один Я на дорогу … » с новой силой. Стихотворение написано в последний год жизни Лермонтова. Оно завершает предыдущие творческие поиски и открывает новые грани его таланта. Поэт постигает гармонию и совершенство мира, он ощущает себя частью этого космоса. Жизнь оборвалась накануне свершения новых замыслов, которые не удалось реализовать. Но «мысли, полные внутренней музыки, произнесенные тихим голосом для себя» вошли в сокровищницу духовной жизни русской культуры.

Таким образом, урок по анализу стихотворения становится обобщающим уроком по изучению лирики Лермонтова. В сознании учащихся формируется целостное восприятие художественного мира поэта. Сохраняя очарование лермонтовского стиха, мы старались помочь ученикам разобраться в сложных художественных и философских проблемах, которыми отличается его поэзия.

0 / 5. 0

.