0
(0)

Азимов Айзек (Asimov, Isaac — 02.01.1920, Петровичи, теперь Беларусь — 06.04.1992, Нью-Йорк) — американский писатель-фантаст, ученый. В 1923 г. трехлетнего Азимова родители забрали в США. Поселились в Нью-Йорке, потом в Бруклине. Отец писателя стал владельцем небольшого магазина, за прилавком которого часто приходилось стоять Азимову. Только научившись читать, Азимов проявил склонность к точным наукам. Вместе у него зародилась страсть к фантастике. Девятилетнем Айзеку случайно попал в руки один из выпусков первого в мире периодического издания произведений научной фантастики, основанного в 1926 году американским писателем-фантастом Хьюго Гернсбека. Азимов пристрастился к чтению этого журнала, а через три года сам начал писать научно-фантастические рассказы.

Азимов закончил Колумбийский университет (1939) по специальности «биохимия», а в 1941 г. получил звание магистра. В этом же году признали и его литературный талант: речь идет о публикации его рассказ «Приход ночи» («Niqhtfall», 1941), признанного американским читателями лучшим рассказом современной научной фантастики.

Началась успешная деятельность Азимова как ученого и как писателя. Он читал лекции в ряде американских университетов, проводил исследования в области биохимии, математики, стал доктором наук, впоследствии — профессором, а также известным ученым.

Литературное наследие Азимова превышает три с половиной сотни книг. Это в основном научно-фантастические романы, повести, новеллы, работы по биохимии, математики, астрофизики, мифологии.

В Азимова.-фантаста две центральные темы, два магистральных направления развития его мысли, которые позволяют четко выделить два цикла произведений, начатых в 40-х pp. и продолженных в будущем.

Первая тема — создание и использование роботов. Повести, рассказы, романы про роботов собраны в книгах, составляющих первый цикл: «Я, робот» («И, Robot», 1950), «Сталевипечеры» («The Caves of Steel», 1954), «Обнаженное солнце» ( «The Naked Sun», 1957), «Остальные рассказов о роботах» («The Rest of the Robots», 1964), «Полное издание рассказов о роботах» («The Complete Robot», 1982), «Работы звезды» (« The Robots of Dawn », 1983),« Работы и империя »(« Robots and Empire «, 1985),« Мечты работа »(« Robot Dreams », 1986).

Первый сборник этой серии «Я, робот» принесла Азимову мировую славу. В книге рассказана вымышленная история развития науки робототехники. Азимов сформулировал три основных закона, которые сегодня вышли за грани фантастики, поскольку положенные в основу теории программирования и массового использования роботов в производстве. Захватывает прозорливость Азимова, его умение предвидеть события, которые станут реальностью уже завтра, глубина осмысления им закономерностей эволюции человечества. Его воображение создала яркие картины завтрашнего дня техники, полные удивительных чудес, — человекоподобные автоматы, способные учиться и совершенствоваться.

Вторая тема Азимова — расселение людей в космосе, освоение ближних планет, а затем выход за пределы Галактики. Эта идея Азимова вошла в историю развития человечества как «галактическая концепция». До второго цикла входят романы: «Учреждение» («Foundation», 1951), «Учреждение и империя» («Foundation and Empire», 1952), «Вторая Учреждение» («Second Foundation», 1953), «Учреждение в опасности» («Voundation’sHLdge», 1982), «Учреждение и Земля» («Foundation and Earth», 1986), «Прелюдия к Учреждения» («Prelude to Foundation», 1988), «Вперед в Учреждение» («Forward to Foundation », 1993).

Чрезвычайно широкий диапазон интересов Азимова. Он увлекался в молодости зоологией, серьезно изучал историю, позже много внимания уделял естествознанию, математике. Стал известным специалистом в области химии, впоследствии увлекся биохимией. Как признавался писатель, он многое смог достичь благодаря трудолюбию, настойчивости и любви к своей профессии. С конца 50-х годов Азимов занимался популяризацией различных отраслей знаний. Его манил большой «сад науки». Жизни не хватит обойти весь сад, но можно осмотреть его сверху, а потом поделиться знаниями с другими, изложить на бумаге то, что открылось с «высоты». Так возникла серия научно-популярных книг по различным отраслям знаний — физике, истории, химии, психологии, астрономии и т. д. Огромные тиражи книг Азимова, но его мировая слава основывается на научной фантастике.

Ему принадлежит серия повестей для юношества, написанных в жанре приключенческой фантастики, значительное количество сборников рассказов, из которых следует выделить «Путь марсиан» («The Martian Way and Other Stories», 1955), «Девьятьзавтра» («Nine Tomorrows », 1959),« Приход ночи »(« Nightfall and Other Stories », 1969),« Ранний Азимов »(« The Early Asimov », 1972),« Купить Юпитер «(» Buy Jupiter and Other Stories », 1975), «Двухсотлетний человек» («The Bicentennial Man and Other Stories», 1976), «Ветра перемен» («The Winds of Change and Other Stories», 1983), «Грань завтра» («The Edge of Tomorrow», 1985).

Азимов — неоднократный лауреат многих национальных и международных литературных премий, в том числе «Хьюго» и «Небьюла», высших наград в американской фантастике. Азимов — типичный кабинетный ученый, который не любил путешествовать, избегал резких перемен, острых ощущений, которые могли нарушить напряженный рабочий ритм. Артур Кларк, друг Азимова, шутил, что Азимов — это «экологическая катастрофа»: чтобы разместить все им написанное, нужно было уничтожить несметное количество деревьев. О своем творческом пути Азимов рассказал в трехтомной автобиографии «Еще свежа память» («In Memory Yet Green», 1979), «Еще чувствую радость жизни» («In Joy Still Felt», 1980) и продиктованной уже в госпитале «А . Азимов »(« И. Asimov », 1993).

Азимов заключал антологии фантастических рассказов, писал к ним предисловия. Интересны его высказывания о высокой моральной ответственности писателя-фантаста: «История достигла момента, когда человечеству уже нельзя враждовать. На земле должна воцариться дружба. Я всегда стараюсь подчеркнуть это в своем творчестве … я уверен, что научная фантастика — это одно из звеньев, которая помогает объединить человечество ».

Смолоду Азимов верил, что ученые и инженеры возглавят человечество и смогут решить не только экономические, но и социальные проблемы. Он признавал право за учеными влиять на ход истории. Позднее взгляды писателя изменились. В романе «Конец вечности» («Тhe End of Eternity», 1955) он предостерегает от опасности использования технических достижений во вред человеку.

От того, как будут использованы практически научные достижения, во многом зависит будущее человечества. Роман-триптих «Даже боги» («The Gods Themselves», 1972) — это предупреждение об опасности нарушения установленного природой гармонии. Название трех частей романа — древнее пословица «Против глупости / / даже боги / / бессильны бороться». Против человеческой глупости появляется молодой ученый, который осознал, что нарушение энергетического баланса Вселенной неизбежно приведет к катастрофе. Люди не думают о будущем, они бездумно используют источники энергии, поступающих из космоса. Писатель поднимает в романе проблему ответственности ученого за научное открытие.

Увлекательные, остросюжетные, направленные в будущее, произведения Азимова имеют успех у читателей всего мира. Сам писатель усматривал высокое назначение своего творчества в том, что она помогает человечеству выжить: «Человечество выживет, если смело взглянет в лицо настоящему, если будет мужество принять исторические изменения, а не противодействовать им. Этому учит нас … научная фантастика, и я горжусь тем, что сколько моих сил пропагандирую ее уроки ».

Азимов, один из известнейших в мире писателей-фантастов, скончался 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности в госпитале Нью-Йоркского университета. По воле покойного его тело было кремировано, а затем — развеяно.

0 / 5. 0

.