0
(0)

Биография Островского

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (31.03(12.04.). 1823, Москва — 2(14).06.1886, имение Щелыково Костромской губ.), драматург. Сын юриста. С отличием окончил гимназию и в 1840 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но в 1843 г. оставил университет и занялся судебной практикой, во время которой хорошо узнал жизнь, быт и своеобразную мораль купечества
московского Замоскворечья. Страстный театрал, в 1847 г. он обратился к драматургии и напечатал отрывки комедии «Несостоятельный должник», которые спустя два года включил в свою лучшую комедию раннего периода «Свои люди — сочтемся!» (1849), написанную в духе «натуральной школы». Пьеса вызвала широкий резонанс в литературных кругах Москвы, сам Н. Гоголь восхищался ею. Ободренный успехом, в 1851 г. Островский оставил службу в суде и полностью посвятил себя литературе. Всего он написал 47 пьес и еще 7 в соавторстве (С. Гедеонов, Н. Соловьев, П. Невежин). В начальный период творчества О. был связан с журналом «Москвитянин» и придерживался славянофильских взглядов, что нашло отражение в таких пьесах, как «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок»  (1854), «Не так живи, как хочется» (1855), в которых идеализировался быт патриархального купечества. Однако вскоре под влиянием критики Н. Чернышевского и новых идейных веяний после Крымской войны Островский сблизился с прогрессивными демократическими литературными кругами Петербурга и стал сотрудничать с журналом Н. Некрасова «Современник». Радикализация его взглядов проявилась уже в пьесе «В чужом пиру похмелье- (1856) и особенно в замечательных сатирах на мещанско-чиновничий мир «Доходное место» (1856) и «Женитьба Бальзаминовая (1857). В 1856 и 1857 гг. участвовал в «литературных экспедициях» в верховья Волги. Из вывезенных из этих поездок наблюдений и впечатлений родилось несколько значительных в идейном отношении драматических произведений, среди них «Воспитанница» (1858) и самая известная его драма «Гроза» (1859).  Это произведение, в котором героиня через самоубийство вырывается из цепей купеческого темного царства, вызвало шумную литературную полемику и знаменитую статью Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве». В 60-е П. Островский написал несколько исторических пьес из эпохи «смуты»: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862), «Воевода» (1863), «Дмитрий Самозванец, и Василий Шуйский» (1867), «Тушино. (1867). После закрытия «Современника» (1866) Островский стал печататься в издававшемся Н. Некрасовым и М. Салтыковым-Щедриным прогрессивном журнале «Отечественные записки», в котором каждый год, вплоть до закрытия журнала (1884), печатал свои драмы и комедии на темы современной русской жизни, в которых изображал как купеческо-чиновничью, так и дворянскую и артистическую среду: «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1870), «Не все
коту масленица» (1871), «Волки и овцы» (1875), «Последняя жертва» (1877), «Бесприданница» (1878), «Таланты и поклонники. (1881), «Без вины виноватые» (1883) и др. Особняком в творчестве Островского  стоит основанная на фольклорных мотивах волшебная «весенняя сказка» «Снегурочка» (1872), которая послужила либретто оперы Н. Римского-Корсакова. Пьесы Островского отличаются стройной и ясной композицией, отчетливо выраженной идеей, глубиной психологического рисунка персонажей, живой разговорной речью. Островский оказал значительное влияние на формирование русского национального реалистического театра. Выступал также как театральный критик и переводчик В. Шекспира, М. Сервантеса, К. Гольдони, К. Гоцци, Г. Квиткоосновьяненко.

0 / 5. 0

.