0
(0)

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (12(24).07.1828, Саратов — 17(29).1889, Саратов), философ, публицист, критик и прозаик. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После двухлетней работы в саратовской гимназии в 1853 г. вернулся в Петербург, где посвятил себя научной? публицистической и литературно-критической работе, занимаясь одновременно и политической деятельностью. С 1855 г. начал работать в журнале Н. Некрасова «Современнию И вместе с Н. Добролюбовым сделал из него самый влиятельный орган русского радикального демократического движения. Опубликовал там много ценных и важных с научной точки зрения работ по истории, философии и политической экономии. Свои философские взгляды Чернышевский изложил в большом труде «Антропологический принцип в философии» (1860), где рассматривал человеческую деятельность в духе антропоцентризма, просветительского рационализма и материализма. В напряженной атмосфере про водимых реформ по отмене крепостного права выступил с революционной прокламацией «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» (1861), объясняя грабительский характер аграрной реформы, призывая крестьян к восстанию, что повторил спустя год в знаменитых «Письмах без адреса» (1862, изд. за границей 1874). После страшных майских пожаров 1862 г., участившихся крестьянских и студенческих бунтов царские власти усилили преследование революционных деятелей, в том числе и Чернышевский, который в середине 1862 г. бьm арестован и заключен в Петропавловскую крепость по обвинению в связях с лондонской эмиграцией и призывах к революции. Там, ожидая суда, Чернышевский написал роман «Что делать?» (1863), «Автобиографию. (изд. 1928) и несколько мелких художественных произведений. После почти двухлетнего следствия Ч. был приговорен к 7 годам сибирской каторги и ссылке «навсегда». В конце мая 1864 г. он был отправлен в Сибирь, где провел около двадцати лет на нерчинских рудниках и в ссылке в Вилюйске. Несмотря на тяжелые условия, он не прекратил литературной работы. Написал роман «Пролог» (1865-1871) и более десяти различных рассказов и драм, только часть которых сохранилась. В 1883 г. Чернышевскому было разрешено поселение в европейской части России, без права пребывания в Петербурге и Москве. За несколько месяцев до смерти Чернышевского возвратился в родной Саратов. Как литературный критик Чернышевский опубликовал свои первые работы в 1853 г. в журналах «Отечественные записки», «Мода» и «Современник». В 1855 г. защитил и выпустил отдельным изданием диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Чернышевский рассматривал понятие прекрасного с точки зрения антропологического материализма, утверждая, что красота реальной жизни выше любой красоты искусства, которое лишь заменяет реальную действительность, а потому «прекрасное есть жизнь», И при этом такая жизнь, какую мы себе воображаем. Защищая реализм в литературе и искусстве, Чернышевский опубликовал в нескольких номерах «Современника» (1855-1856) обширный цикл статей «Очерки гоголевского периода русской литературы», в которых, подчеркнув исторические заслуги В. Белинского как пропагандиста общественной роли литературы, все же самым выдающимся среди описываемых в работе писателей он признал Н. Гоголя, который, по его словам, дал литературе «единственно реальное и плодотворное» критическое направление, явившееся актом «самосознания» русского общества. Подобным же «актом самосознания», только более глубоким, по мнению Чернышевского, явились и «Губернские очерки» М. Салтыкова-Щедрина, анализу которых он посвятил большую статью (1857), видя в них «правду неслыханную и живую». В статье «Русский человек на rendez-vous» (1858), посвященной анализу повести «Ася» Тургенева, Чернышевский с позиций интеллигента-разночинца раскритиковал тургеневский тип «лишнего человека». Ряд статей и рецензий Чернышевский посвятил драматургии А. Островского, прозе Д. Григоровича, Г. Данилевского, А. Писемского, поэзии А. Кольцова, А. Пушкина, Н. Огарева, Полонского и многим другим писателям и поэтам. Особенно высоко он оценил творчество молодого Толстого, усмотрев в нем невиданную глубину психологического анализа и мастерство художника в раскрытии «диалектики души». Новаторство Н. Успенского в его «Очерках из простонародного быта» Чернышевский видел в правдивом изображении деревенской жизни, представленной «без всяких прикрас»; в этих очерках Чернышевский усмотрел готовность угнетенной крестьянской России к общественному освобождению («Не начало ли перемены?», 1861). для всей литературно-критической деятельности Чернышевского характерны четкость вьтодов, ясность стиля и полемический задор с явно выраженным общественным протестом. Чернышевский выступал и как писатель-беллетрист. И, вероятно, ни одно литературное произведение в России XIX в. не сыграло столь важной роли как в литературной, так и общественно-политической жизни, как написанный в тюрьме и опубликованный по недосмотру цензуры его роман «Что делать?». Он стал своего рода Библией русской молодежи 60-х и 70-х гг. Чернышевский изобразил в этом романе «новых людей», которые, руководствуясь теорией «разумного эгоизма», создавали новую рационалистическую мораль, освобожденную от традиционных норм поведения. В снах Веры Павловны Розальской Чернышевский нарисовал картину будущего социалистического общества. К строительству этого общества готовит себя несгибаемый революционер, «особенный человек» Рахметов, готовый пожертвовать собой ради общего добра. Этот герой вызывал наибольшую симпатию радикальных кругов и являлся образцом для подражания. Гораздо меньшим успехом пользовался написанный в Сибири роман «Пролог», в котором Чернышевский в художественной форме представил проект политической борьбы накануне отмены крепостного права, которую ведут его товарищи-революционеры. «Пролоп не отличается высокими литературными достоинствами, но как документ эпохи представляет собой большую историческую ценность.

0 / 5. 0

.