0
(0)

Биография Домбровский

Юрий Осипович ДОМБРОВСКИЙ (12/25 мая 1909, Москва — 29 .мая 1978, Москва)

Ю. О. Домбровский родился в семье видного московского адвоката. Окончил Медведниковскую гимназию, учился на Высших государственных литературных курсах (1926-1932). На излете «великого перелома», в 1933 г., был выслан из Москвы в Казахстан за образ мыслей. В 1936 г. был арестован в Алма-Ате по статье 58-\ О — «антисоветская агитация». «В общей сложности на сталинских курортах,- писал ю. Домбровский,- я провел почти четверть века — в ссылках, тюрьмах, лагерях. И ни разу за эти годы не был виноват даже в простой неосторожности или оговорке: меня отучили их делать». Через некоторое время был выпущен на свободу. В коротком промежутке в Алма-Ате пишет роман о Державине, опубликованный в 1939 г. В том же году следует новый арест по тому же обвинению. Снова отпущен через несколько лет и в новом промежутке написал роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (1943, опубл. в 1959).  Третий арест последовал в 1949 г., среди обвинений — вышеназванный роман.
В 1956 Г.- реабилитация. В годы неволи писатель был на Колыме, на Дальнем Востоке, в Тайшетском Озерлаге.
С 1956 г. жил в Москве. Долгие годы работал над главным произведением — большим романом в двух книгах «Факультет ненужных вещей». Первая книга была опубликована в 1964 г. в «Новом мире» у Твардовского. Вторая — на Родине — лишь через много лет, в 1988 г. Еще написал книгу новелл о Шекспире «Смуглая леди» (1969) и некоторые другие.
Домбровский — писатель и человек — был всегда далек от литературного чиновничества, строптив и прям, что лишь осложняло его литературно-издательские дела. Он был свободен от быта, для
него и в творчестве, и в жизни — характерна была широта, культурная впечатлительность. Он историк, «хранитель древностейэ, энциклопедист и художник, прошел вместе со многими свой крестный путь и по-своему рассказал об увиденном. В его романах, повестях и стихах (Домбровский писал и стихи) есть сильное чувство жизни, ее неисчерпаемости, яркого солнца и вольного воздуха, но есть и страшное знание о мраке следовательских кабинетов и тюремных застенков. Писателя интересовали Шекспир и Державин, варвары-кочевники и Иисус Христос, архитектура Алма-Аты и антропология, раскопки курганов и фашистская расовая философия. Но более всего захватило его и потребовало всех сил и всего опыта воплощение в слове эпохи «большого террора» — картина, которую он создает в романе «Факультет ненужных вещей», это одновременно эпопея и фарс, социальная трагедия и философская притча, быт и авантюра …

0 / 5. 0

.