0
(0)

Грин Александр (наст. Гриневский) Александр Степанович (11(23).08.1880, г. Слободской Вятской губ. — 8.07.1932, Старый Крым), прозаик. Родился в семье польского ссыльного, участника восстания 1863 г. С 11 лет работал в разных местах, служил матросом на пароходе, курсирующем по Черному морю, был золотоискателем, актером, лесорубом, служил в армии, где вступил в нелегальную партию эсеров. За революционную деятельность был трижды сослан в Сибирь. В 1906-1907 гг. печатал свои произведения под псевдонимом Грин. Рассказы того периода, опубдикованные в сб. «Шапка-невидимка» (1908), были написаны в реалистической манере. В них преобладали темы, касающиеся царской армии и нелегальной партийной деятельности. Почти в то же время в творчестве Грина  стали заметны влияния модернизма, появились мотивы душевных заболеваний, сновидений, кошмаров и миражей, напр., в рассказах 1908 г. «Кошмар», «Она» И «ПУТЬ» (1915).  В 1909 г. вышло первое неоромантическое произведение Грина «Остров Рено», действие которого происходит в вымышленной стране, а герои носят имена, отсутствующие в святцах. В следующих произведениях в различных Сюжетных вариациях Грин обращался к мотивам поисков приключений, свободы, счастья, зависимости человеческой судьбы от предопределения и.случая, как, напр., в рассказах: . «Пришел и ушел» (1910), «На склоне Холмов» (1910), «Наследство Пик-Мика» (1912). Расцвет таланта Грина  приходится на 1917-1928 rг. Поэтика его зрелых про изведений формировалась под влиянием творчества Э. По, Д. Конрада, Р. Л. Стивенсона. Почти во всех произведениях он поднимал проблемы борьбы добра со злом в обществе и в человеческой душе, при этом его одинаково интересовали возможности как обыкновенного человека, так и исполинов духа. Действие произведений Г., как правило, происходит в условном, точно не определенном времени и месте, для которого критика придумала термин «Гринландия», означающий
вымышленный Грином  край неизвестных морей, портов и материков, где герои переживают необыкновенные приключения. В наследии Грина к наиболее значительным относятся произведения «морского цикла»: рассказ «Корабли в Лиссея (1918), героем которого является неизлечимо больной человек, скрывающий правду о себе, чтобы не уничтожить веру других людей в то, что контакт с ним приносит счастье —  повесть «Алые паруса» (1923), изображающая людей, достигших счастья благодаря сильной вере в то, что сказочные мечты могут исполниться наперекор здравому смыслу; роман «Бегущая по волнам» (1928), в котором Г. использовал прием персонификации определенных черт идеального человека, чтобы убедить читателя в существовании нематериальных, таинственных сил, готовых помочь в нужде добрым, хорошим людям. Вторая группа произведений Грина, представляющих определенный интерес, это его фантастически -приключенческие романы: «Блистающий мир» (1923), повествующий о победе человеческой воли над материей на примере человека, сумевшего овладеть искусством летать без Всяких приспособлений; «Сокровище африканских гор» (1925) и «Золотая цепь» (1925) о поисках материальных и духовных сокровищ, которые могут принести счастье тому, кто этого достоин. В литературном наследии Грина  есть и произведения, написанные в гротескной манере, например, рассказы «Крысолов» (1923), «Серый автомобиль» (1929) и др. Творчество Г. очень по-разному оценивалось критиками и при жизни писателя, и после его смерти. Одни видели в нем романтика, оригинального художника, который выработал собственную систему эмоционального воздействия на читателя, другие обвиняли его в отрыве от действительности, асоциальности, космополитизме и подражательности.
В конце жизни Г. влачил жалкое существование в полной изоляции; умер забытый  всеми. Интерес к его литературному наследию возродился лишь после окончания периода культа личности.

0 / 5. 0

.