0
(0)

Гроссман Василий Семенович, наст. Иосиф Соломонович (29.11(12.12).1905, Бердичев — 14.09.1964, Москва), прозаик. Окончил физико- математический факультет Московского университета. Работал в Донбассе, затем в Москве. В 1934 г. опубликовал свои первые рассказы, посвященные модной в то время в литературе теме труда. В том е 1934 г. опубликовал повесть «Глюкауф» О жизни шахтеров Донбасса после революции. для его следующих рассказов, вошедших в сб. «Счастье» (1935), «Четыре дня» (1936), Рассказы» (1937), и «Повести о любви» (1938) характерны серьезные размышления о жизни и нравственных проблемах современности. В 1937-1940 гг. Гроссман работал над историческим романом «Степан Кольчугин». В нем он представил историю формирования личности молодого рабочего революционера, ставшего на сторону большевиков. Перед войной Гроссман написал пьесу «Если верить пифагорейцам», которую опубликовал лишь в 1946 г. Это произведение вызвало резкую критику в печати, автора обвиняли в неправильном толковании принципов исторического материализма. Во время Великой Отечественной войны Гроссман был военным  корреспондентом, в т. ч. во время обороны Сталинграда. Свои военные впечатления он по горячим следам отразил в сб. очерков «Сталинград» (1943) и «Годы войны» (1945) и повести «Народ бессмертен» (1942), своей первой попытке в форме прозаического произведения отразить впечатления начального периода войны. В 1943 г. Гроссман начал работу над дилогией о сталинградской битве и ее значении для исхода войны и СССР, названной «Жизнь И судьба», первая часть которой, роман «За правое дело», был напечатан в 1952 г. Сюжет дилогии, сконцентрированный вокруг судьбы одной семьи и вокруг одного военного события, имеющего решающее значение для исхода войны, — битвы за Сталинград — постепенно расширился до эпического изображения судеб страны. Изображение героев романа переплетал ось с авторскими историософскими размышлениями. Роман «За право е дело» после его публикации в журнале «Новый мир» вызвал резкую критику, особенно в партийной прессе, и Г. был вынужден его переделать, чтобы можно было опубликовать этот роман отдельной киигой. Вторая часть дилогии, роман «Жизнь И судьба», о человеке в вихре истории (при тоталитарном режиме), написанная в 1960, была опубликована в СССР только в 1988 г. (полное изд. 1989), судьба этого романа трагична: в 1961 г. Все как предполагалось — экземпляры были конфискованы. Однако близкие друзья Гроссмана сохранили копию рукописи, и в 1980 она была опубликована в Лозанне и стал литературной.  Гроссман одним из первых в русской литературе написал Критический портрет Ленина, провел также параллели между сталинизмом и немецким национал-социализмом. Роман в течение 28 лет не был разрешен к изданию в СССР. Параллельно с этим эпическим произведением, которое многие критики сопоставляют с «Войной и миром» Л. Толстого, Гроссман с 1955г. работал над романом «Всё течет» (Франкфурт-на-Майне, 1970; Москва, 1989). Это произведение — трагическое повествование о организованном сталинским режимом, под предлогом раскулачивания
великом голоде,  обрекшем на вымирание огромное число людей. Роман был конфискован в 1961 г. В 1963 г. Гроссман подготовил другую редакцию романа, которая распространялась по стране в самиздате. Заслуживают внимания и поздние рассказы Гроссмана, также не публиковавшиеся при жизни писателя (начали появляться в печати только в годы «гласности», первое отдельное издание в СССР — 1990).  Также как и в своих не опубликованных при жизни романах, Гроссман  вел в них напряженный внутренний монолог о человеке, о масштабе и мере его человечности: «Сикстинская Mадонна» (1955), «На вечном Покое» (1957-1960), «Мама» (1960) — о жене и дочери Ежова, «В Кисловодске» (1962-1963), «В большом кольце» (1963) — о стиле жизни советской элиты. Последним крупным произведением Гроссмана был очерк «Добро вамь (1967), в котором Писатель отразил свои впечатления о двухмесячном пребывании в Армении.

0 / 5. 0

.