0
(0)

Леонов Леонид Максимович (р. 19(31).05.1899, Москва — 7.08.1994, Москва), прозаик и драматург. В 1918 г. окончил гимназию в Москве, в 1920 г. пошел служить в Красную Армию. В 1915 г. напечатал свои первые стихотворения и рецензии, а в 1922 г. — рассказ «Бурыга», затем вышли в свет сб. рассказов «Деревянная королева» (1923), повесть «Записки Ковякинея (1923) и др. Событием в литературе стал роман Леонидова «Барсуки» (1924), повествующий о крестьянской борьбе против новой власти, о судьбе крестьян в революции, крушении старых норм и ценностей, а также о последствиях столкновения интересов отдельной личности и интересов истории. По мотивам этого романа Леонидов написал пьесу. В психологическом романе «Вор» (1927), одном из самых значительных произведений 20-х гг. Леонидов поднимает сложные этические проблемы эпохи, показывает трагические судьбы людей, раздираемых внутренними противоречиями и потерявшихся в хаосе событий. В изображении героев в ситуациях конфликтов их внутреннего мира и идеи Леонидов следовал традиции Ф. Достоевского. Во второй редакции романа (1956) эмоциональные акценты расставлены более четко, и оценка поступков героев, главным образом Векшина, представлена более однозначно. В «Провинциальной истории» (повести и пьесе, 1927 1928), «Унтиловске. (1928), трагифарсе «Усмирение Бададошкина» (1928) Леонидов развивает критику мещанской морали, демонстрируя высокое мастерство и богатство мысли, интерес к
морально~психологической проблематике. Роман «Соть» (1930) положил начало советскому производственному роману 30-х гг. Леонидов обратился в нем к новой тематике и новым героям. Замкнутый психологизм предыдущих произведений уступает место социально-нравственным и политическим проблемам. Главные герои — люди, объединенные идеей коллективного творческого труда. Однако Л. не удалось избежать схематизма в изображении этих героев. Особую роль
в создании образов и раскрытии основной идеи произведения здесь играет мотив человека и природы. В романе и пьесе «Скутаревскийя (1932-1933) рассказывается о судьбах интеллигенции в революции. Проблема представлена на примере истории братьев Скутаревских — ученого и художника, показанных в процессе внутреннего развития, в конфликтах и размышлениях, в их прошлом и настоящем. Глубокие философские и психологические размышления автора о преемственности поколений, о жизни и смерти нашли отражение в романе «Дорога на океан» (1935). В литературном плане эта проблематика нашла выражение в отображении мечтаний и раздумий Курилова, его отношений с людьми, его поведении перед неизбежной смертью. Леонидов выступает в этом романе против идеи об облагораживающей роли страданий и утверждает активную жизненную позицию. В последующие годы Леонидов публикует только драмы: «Половчанские сады» (1938), «Волю) (1939), «Метель» (1940, 2-я ред. — 1963), «Обыкновенный человек» (1941), «Нашествие» (1942), «Золотая карета» (1946, 2-я ред. — 1955) и др. Тематика этих пьес — современность, ситуация выбора, нравственные конфликты, критика индивидуализма. Драматургии Леонидова присуща своеобразная поэтика: условность и символика, подтекст, динамика внутреннего действия, простота сюжета и сложность философско-психологического плана произведения. В 1944 г. Леонидов опубликовал повесть «Взятие Великошумска». Следующим крупным произведением писателя стал многоплановый роман «русский лес» (1953), действие которого разворачивается в начальный период войны, но ретроспективно он охватывает почти полвека. русский лес символизирует собой патриотизм, сущность национального характера и народа. 1. В этом произведении тесно переплетаются элементы психологического и философского романа. Леонидов демонстрирует высокое мастерство стилиста, рисует исполненные поэзии картины природы. В сатирическом памфлете «Бегство мистера МакКиилия (1961) Л. размышляет об атомной опасности. Повесть «Evgenia Ivanovna» (1938-1963) представляет собой глубокое психологическое исследование трагедии русской эмигрантки, не способной жить на чужбине. Заметки Леонова об искусстве, его публицистические произведения вошли всб. «Статьи военных лет» (1946), «В наши годы» (1949), «Литература и время» (1964).

0 / 5. 0

.