5
(1)
Биография Ломоносова

М. В. Ломоносов (1711–1765)

Михаил Васильевич Ломоносов — человек-легенда в национальном сознании. Его имя известно каждому с раннего детства, равно как и история его замечательной жизни. Вспомним строки Н.А. Некрасова из стихотворения «Школьник» (1856):

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

С 1940 года Московский университет с гордостью носит имя М.В. Ломоносова. Пожалуй, только к середине XX столетия каждый школьник огромной новой страны — СССР — узнал о разуме и величии «архангельского мужика». Рассказы о жизни великого русского учёного вдохновляли молодёжь страны. В 1953 году состоялось торжественное открытие Главного здания Московского государственного университета. Имперское величие архитектуры здания сравнимо со спокойным величием холодной, разумной архитектуры эпохи классицизма —сравнимы и образы двух эпох. Ломоносов — истинный классицист, при этом смельчак и новатор. Молодёжь минувшего века оставила первые следы на новой, доступной всем тропе знаний, тем самым продолжив путь Ломоносова. Сегодняшних школьников и студентов, внуков и правнуков этих людей, можно смело назвать последователями Михаила Васильевича Ломоносова.

Детство

Родился в ноябре 1711 года в деревне Мишанинской (с 1911 — село Ломоносово) близ Холмогор (Архангельская губерния) в семье государственного крестьянина. Первыми учителями Ломоносова были грамотный крестьянин Иван Шубный, отец скульптора Федота Шубина, и дьяк Семен Сабельников.

Его университеты

Ломоносов чувствовал в себе силы постичь нечто большее, получить систематическое образование. В девятнадцать лет в декабре 1730 года он отправился в Москву с рыбным обозом. Так, скрыв своё происхождение, он оказался в стенах Славяно-греко-латинской академии. В 1735 году был откомандирован в петербургскую Академию наук, а оттуда — в Германию (университеты Марбурга и Фрейберга), где провёл ещё пять лет. Пора европейских странствий Ломоносова — время, когда он изучал естественные науки наряду с занятиями литературой, иностранными языками и рисованием, а также это время активной научной деятельности. 1741 год — возвращение в Россию. Вскоре становится адъюнктом физики, затем — профессором химии. Тогда же начинает преподавательскую деятельность.

Общественная деятельность

Для человека эпохи классицизма важно самоопределение «гражданин». Ломоносов не просто достиг невероятных успехов практически во всех областях научного знания и искусства, но был также энергичным общественным деятелем. В январе 1755 года Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета. Были сформулированы основные принципы нового учебного заведения: доступность представителям разных сословий, связь с гимназической системой, автономность университета. Именно Ломоносовым разработан в 1754 году проект университета и принят при поддержке И.И. Шувалова Сенатом. Управлял гимназией и университетом при Академии наук, Историческим собранием, Географическим департаментом. Елизаветой Петровной Ломоносову был пожалован чин коллежского советника, Екатериной Великой — статского советника. Умер в апреле 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Филолог и поэт

Обосновал силлабо-тоническую систему стихосложения (основная поныне) в «Письме о правилах русского стихотворства». Доказательство актуальности — приложенная к «Письму…» «Ода на взятие Хотина» (1739) — сочинение самого Ломоносова.

1757 год — издана «Российская грамматика», где Ломоносовым были систематизированы правила и законы современного ему русского языка, впервые русский язык был отделен от церковнославянского. В работе «О пользе книг церковных в российском языке» открыта и объяснена теория «трёх штилей» (высокий, средний, низкий).

 

5 / 5. 1

.