Биография Мандельштама

Биография Мандельштама

Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ (3/15 января 1891, Варшава — 27 декабря 1938, в лагере под Владивостоком- или 21 декабря 1938 в Севвостоклаге
(Магаданская обл.)) Мандельштам родился в семье купца первой гильдии.  Его детство прошло в Петербурге и в Павловске. Окончил Тенишевское училище (1907). Учился в Париже в Сорбонне (1907_
1908), затем в Гейцельберге в Германии (1909-1910), затем в Петербургском университете с 1911 г., курса не кончил. Глубоко Интересовался романской филологией, классической культурой Греции и Рима. И этот интерес к фундаментальным ценностям европейской культуры остался у него навсегда.
Первые стихи публикует в журнале символистов «Апполон» (1910). В начале 10-х гг. сближается с акмеистами, вступает в гумилевский «Цех поэтов» (~. Куямин. А. Ахматова, Г. Иванов, В. Нарбут и др.), творческие и дружеские отношения с Ахматовой сохраняет до конца жизни. У Мандельштама был свой взгляд на акмеизм, изложенный в статье «Утро акмеизма» (1912). Первая книга стихов «Камень» (1913), затем «Tгistia» (скорби, скорбные песни, 1922). Одно время Манлельштам увлекалея эсеровскими идеями, но в целом он был далек от политических страстей (что не помешало ему написать знаменитую антисталинскую инвективу 1933 г.).
Манвельштам всегда был погружен в раздумья о судьбах культуры: для него вечные образы продолжают свою бессмертную судьбу. «Утверждение и оправдание настоящих ценностей прошлого, — писал он,- столь же революционный акт, как создание новых ценностей». Он стремился сказать свое слово, насыщенное изощренной и многомерной памятью о веках культуры, отстаивал право на такую память. Слово Мандельштама погружено в насыщенный раствор культурных значений, символов, смыслов, воспринимается в контексте пережитых эпох; разрыв этих эпох воспринимается им как трагедия всечеловеческого и национального порядка, преломляется в трагизме личной судьбы. Своеобразие лирики Мандельштама может быть передано его словами: «Хочется говорить не о себе, а следить за веком, за шумом и прорастанием времени. Память моя враждебна всему личному». Эта черта связывает Мандельштама с большой традицией русской философской лирики, с именами Пушкина, Баратынского, Тютчева. Разрыв культурных эпох вызывает у поэта чувство трагической бездомности и отщепенства, стремление кровью своей судьбы соединить разорванные времена. Поэтическое поведение Мандельштама всегда было чуждо популизма; дорожа своим достоинством он избегал широкой известности, хотя неизменно был признан всеми знатоками поэзии. В годы после революции Мандельштам работал в Наркомпросе, жил в Киеве, затем в Крыму, в Грузии, а с 1920 г. в Москве.  Жизнь его была почти всегда неустроенной, скитальческой, крайне скудной в материальном отношении.  С середины 1924 г.
живет главным образом в Ленинграде, с конца 1928 г. — в Москвe. Печатается он редко и мало: книга прозы «Шум времени» (1925), «Египетская марка» (1928), книга «Стихотворения» (1928) и немногие публикации в периодике: «Путешествие в Армению» (1933) и др. Намечавшееся на осень 1933 г. собрание его стихотворений осталось неизданным. Работал консультантом в молодежной газете.
При всей аполитичности ~андельштам был одним из тех немногих мужественных провидцев в поэзии, кто бескомпромиссно оценил фигуру Сталина (стихотворение «~ы живем под собою не чуя страны … », 1933). Это вызвало жестокие гонения против поэта. В мае 1934 г. он был сослан в г. Чердынь Пермской обл., оттуда переведен в следующем году — в Воронеж, где жил под надзором до мая 1937 г. Вернулся в Москву и снова был арестован по доносу в мае 1938 г. Последние его стихи, написанные в лагере: «Черная ночь, душный барак, жирные вши». Мандельштам — одна из самых трагических фигур в мировой
поэзии.

Print Friendly
Print Friendly
© 2016 Инфошкола