0
(0)

БУЛГАКОВ ‘Михаил Афанасьевич (13(25).05.1891, Киев — 10.03.1940, Москва), прозаик и драматург. Сын профессора Киевской духовной академии, в 1916 г. окончил медицинский факультет университета св. Владимира и после мобилизации стал служить военным врачом. Работал в полевых госпиталях, участвовал на стороне Белой армии в сражениях на Кавказе. Затем Булгаков работал земским врачом в деревне под Смоленском и некоторое время вел частную практику в Киеве. С 1920 по 1921 г. Б. занимался культурно-просветителъской деятельностью во Владикавказе. В 1921 г. поселился в Москве с намерением полностью посвятить себя литературе. Был чиновником в Наркомпросе, затем конферансье, хроникером, репортером. В 1930-1936 гг. Булгаков работал во МХАТе ассистентом режиссера, с 1937 г. был литературным консультантом в Большом театре. Первоначально Б. занимался журналистикой, печатая, главным образом, фельетоны и репортажи в газете железнодорожников «Гудок», работал вместе с И. Бабелем, И. Ильфом и В. Петровым, В. Катаевым, Ю. Олешей и К. Паустовским. Печатался также в эмигрантской периодике, в частности в просоветской газете «Накануне», выходившей в Берлине. Ранние сатирические рассказы Булгаков отражают трудный путь интеллигента, пытающегося найти себе место в неспокойной и непонятной ему послереволюционной действительности. И «Записки на манжетах» (1920-1922), и «Дьяволиадая (1924), а также небольшая повесть «Роковые яйца» (1925) восходят к традиции Н. Гоголя. Изображенное в повести фантасмагорическое нашествие гадов и земноводных, которые по недомыслию новой администрации чуть было не погубили всю Россию, было истолковано как выражение нелояльности писателя по отношению к революции. Точно так же была истолкована и законченная в 1926 г. повесть «Собачье сердце», описывающая эксперимент по превращению собаки в человека, который все-таки вобрал в себя наихудшие черты представителя нового общества, в связи с чем возникла необходимость вернуть его в первоначальное состояние. Эта повесть, рукопись которой была конфискована и возвращена автору только благодаря вмешательству М. Горького, была напечатана в СССР лишь в 1987 г. Дождалась она и многочисленных инсценировок. Подлинную известность принес автору роман «Белая гвардия» (1924), выходивший частями на страницах журнала «Россия». Роман, вызвавший многочисленные споры, послужил материалом для замечательной психологической пьесы «Дни Турбиных» (1926), которая с, большим успехом шла во МХАТе в 1926-1929 и 1931-1941 П., временно она была снята со сцены из-за острой критики со стороны РАПП. Оба произведения представляют собой попытку объективного отображения судьбы той части русской интеллигенции, которая вследствие присущего ей чувства долга и преданности основным моральным нормам оказалась в лагере противников революции. Эту проблематику продолжает пьеса «Бег» (1928) — волнующая картина поражения и крушения идеалов белой гвардии. Пьеса была поставлена на сцене только в 1957 г. и вскоре после этого экранизирована А. Аловым и В. Наумовым. К совершенно другому направлению относятся комедии «Зойкина квартира» (1925) и «Багровый остров» (1928) с блестящей критикой различных негативных общественных явлений периода нэпа. Из позднейших драматических произведений особого внимания заслуживают пьесы о Мольере «<Кабала святош», 1929) и о Пушкине «<Последние дни», 1934), посвященные судьбам выдающихся художников, живущих под давлением системы абсолютизма. Плодом основательного изучения материалов о жизни и творчестве Мольера явилась также написанная в форме романа биография «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933), которая была опубликована лишь в 1962 г. С театральной средой связано и неоконченное произведение Булгакова, опубликованное в 1965 г., «Театральный роман» (1936-1937), написанное по собственным впечатлениям автора, участвующего в постановке на сцене МХАТа пьесы «Дни Турбиных». Пародийное изображение московской театральной жизни с легко узнаваемыми прототипами вызывает глубокие раздумья о сложной ситуации в творческой среде в 30-е гг. Этот роман в значительной степени перекликается с самым выдающимся прозаическим произведением писателя, над которым он работал в 1928-1940, романом «Мастер и Маргарита», опубликованным в СССР только в 1973 г. Извечная борьба добра и зла, являющаяся основной проблемой произведения, показана (благодаря использованию приема ,«роман В романе») в двух плоскостях — в современной и мифологической. В этом контексте рассматривается проблема власти, а наряду с ней — нравственное состояние человека, облеченного властью, и человека подвластного, кроме того, в романе затрагивается и проблема роли в обществе творческой личности, главным образом писателя. Широта и значительность проблематики, а также виртуозность, с которой писатель пользуется различными средствами выразительности, от сатиры и библейской торжественности до лирических и философских размышлений в сочетании с глубоким психологическим анализом, ставят этот роман в ряд самых значительных достижений русской повествовательной прозы хх в. Среди многочисленных инсценировок этого произведения, несущего в себе, кроме познавательной и эстетической ценности, мощный эмоциональный заряд, выделяется работа краковского театра СТУ с К. Ясиньским в роли Мастера и Театра Речи Посполитой с М. Дмоховским В роли Пилата. Сюжетная линия Христа и Пилата стала темой поставленного в Германии известного фильма А. Вайды.  Влияние Булгакова все больше ощущается в современной русской прозе, например, в произведениях В. Аксенова, В. Орлова. Оно убедительно доказывает универсальный, вневременной и общечеловеческий характер творчества Булгаков.

0 / 5. 0

.