Биография Омара Хайяма

Биография Омара Хайяма

В 1859 году английский поэт Эдвард Фицджеральд опубликовал книгу стихов «Рубайят Омара Хайяма». Она содержала около ста четверостиший, переведенных с персидского. Перед читателем предстал образ восточного мудреца: любителя сладостей в юности, разочарованного скептика в зрелом возрасте, религиозно настроенного мистика в старости. Этот перевод открыл европейскому читателю персидского поэта. Через полвека стали появляться и другие произведения Хайяма, которые обнаружили новые черты ученого и поэта. Это были физические, философские, исторические, алгебраической трактаты, астрономические таблицы. Стихи Хайяма многократно издавались персидской языке, были переводы европейских языках и языках народов бывшего Советского Союза. Годы жизни Хайяма различные источники указывают по-разному. Ссылаясь на Большую Советскую энциклопедию, он родился около 1040 года и умер в 1123 году. С другой стороны, его считают ровесником визиря Низам ал-илистое (1017-1092), по гороскопу Хайяма, это -1106-1174 годы. Согласно большинству источников, Хайям родился в городе Нишапуре, где и находится его могила. Город, где родился и умер выдающийся мыслитель, существует и теперь. Это один из городов провинции Хорасан, что на северо-востоке Ирана. В древности Хорасан составлял ядро парфянского государства. Парфия входившей в состав древнеперсидского царства. Хорасан был местом своеобразной разнообразия многих культур — парфянского и персидской, греческой и римской, арабской и турецкой. Наука стран ислама впитала в себя традиции, сложившиеся еще в древности на ее территориях. Много классических трудов ученых эллинской эпохи — Евклида, Архимеда, Аполлония, Аристоте-ля и других философов, а также сирийский, персидский и индийская литература (как ученые труды, так и народный эпос) — были переведены на арабский язык. В VIII веке центром науки стран ислама становится Багдад, где обучалось много предшественников Хайяма. Имя Хайяма в разных рукописях переводилось по-разному. В наиболее полной форме это Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапуре. Исходя из полного имени Хайяма, мы видим, что его отца звали Ибрахим, и он, вероятно, происходил из рода ремесленников. О молодых годах Хайяма почти ничего неизвестно. Существует лишь легенда о детстве Хайяма и визиря Низам ал-илистое, которые, учась вместе, дружили и дали клятву помогать друг другу, если кто-то из них достигнет высокого положения. Случилось так, что Низам ал-Мулк достиг степени визиря, и Омар Хайям явился к нему и напомнил о клятве. Визирь признал старое право и хотел, чтобы друг управлял Нишапур и его окрестностями, но Омар предпочел лишь ежегодной плате. Что же изучал Хайям за годы своего обучения? Прежде всего в средневековых мусульманских школах изучали священную книгу мусульман Коран. Годы учебы изменились годы учительства, бедствия и путешествий. Путешествия Хайяма проходили в разных городах — в Нишапуре, Самарканде, Бухаре. Он был не только выдающимся математиком, но и выдающимся энциклопедистом своего времени. В философии он признавал себя последователем Ибн Сины. В двадцатипятилетний возрасте он написал алгебраических трактат, который прославил его. Мыслителя пригласили в Исфахана в 1074 году — бывшую столицу сельджукидського султана Ма-счет-шаха — руководителем обсерватории. Там он составил в 1079 году на основе долгосрочных астрономических вычислений солнечный календарь, и теперь среди всех существующих наиболее точным. Там же он написал вторую знаменитую математическую работу «Комментарии к трудностям в поступлениях книг Евклида» — свод почти всей древнегреческой элементарной геометрии и теории чисел, и некоторые философские произведения, в частности «Трактат о бытии и повинность», написанного почти эзоповым языком в форме ответа на то, что он не признает бытие Бога и необходимости выполнять религиозные обряды. Когда в 1092 году погибли покровители ученого Малик-шах и его визирь и была закрыта Исфаханська обсерватория, Хайям пытался заинтересовать наследников шаха астрономическими занятиями, но безуспешно. Через несколько лет столица Сельджукидив была перенесена в Мерв. Хайям переехал туда и продолжал свою научную работу. Окруженный недоброжелателями из числа реакционного духовенства, он избегал публичных выступлений, но десять его трактатов дошли до нас. Из свидетельств современников и близких продолжателей точно известно, что Хайям составлял четверостишия (рубаи). Четверостишия выполнялись в устной форме, возможно, виспивувались. Факт существования «хайямивських рублю» является бесспорным. Из них принадлежат именно ему? Прежде всего те, которые близки ему духовно, и те, о которых мы узнаем из строк авторов, которые знали его лично. Мы более тысячи четверостиший, которые приписывают Хайя. Многие стихи сохранилось в разных вариантах, и это показывает, что сначала их не записывали — их передавали из уст в уста. В некоторых четверостишиях Хайям горько сетует на жизненные невзгоды или жалуется на «ученый чернь». Жизненные невзгоды приучили мыслителя, на первых порах, очевидно, достаточно несдержанного на язык, к замкнутости и осторожности. Особенно поэт предостерегает от невежд и дураков. Многие рубаи Хайям посвящен философским вопросам. В одних из них ведущей является его мысль о том, что «непременно сущее есть единица», в других — четко просматривается доматериалистичне восприятия мира. Неоднократно мотивом четверостиший становится идея о вечный круговорот материи в сочетании с грустным чувством бренности всего живого. Целая серия размышлений на эту тему воплощенная в форму стихов о гончарные изделия. Аналогичные мысли о круговороте материи в природе есть в стихах, где Хайям отмечает, что когда мы умрем, то наш прах станет кирпичом, с которой кто-то построит себе хоромы. Очень знаменательно, что подобные мотивы мы находим у великого Шекспира, который вложил в уста Гамлета речи, очень близки по смыслу слов Хайяма о круговороте материи в природе и равенства в нем царей и пастухов. Во многих четверостишиях с большой силой звучит другой лейтмотив — колебаний и сомнений в философских учениях. Хайям-поэт будто иронизирует по Хайяма-философа. «Напивбезбожни» мысли, а особенно жалобы на неустрий мира и жизни человека встречаются в довольно большой части четверостиший. Давая оценку земной жизни, которое связано с рядом дерзаний, поэт подчеркивает, что человек не может даже надеяться на награду в загробной бытии. В некоторых стихах Хайям призывает отказаться от этих надежд и страхов, а вместе с тем и от всех религиозных обрядов. Не веря в загробную жизнь, мудрец знает, что после смерти он не будет подлежать тем адским наказанием, которые он, согласно учению ислама, должен получить. Поэтому поэт не боится смерти и даже равнодушен к ней. И будто заключительный аккорд всей этой антирелигиозной прелюдии звучат стихи, в которых излагаются откровенные сомнения если не в существовании Бога, то в его мудрости и благости. Создатель мира выступает как неудачный строитель, ответственный за все недостатки своего творения. Традиционное объяснение зла в мире как наказание, который Бог посылает грешникам, высмеивается. Также высмеивается и учение ислама о «милосердие» Бога. А в некоторых стихах звучит даже прямое богохульство. До сих четверостиший тесно примыкает цикл стихов, в которых поэт высмеивает официальной религии, ее обычаев, ее служителей. Он обличает лицемерие и скупость духовенства. По заодно достается и бесплодным учением всех семидесяти двух сект ислама. Религиозной морали Хайям противопоставляет проповедь наслаждений земной жизнью, таким замечательным, несмотря на все его проблемы. Это противоречит учению ислама по наслаждений в этой жизни, потому что он признает их только в загробном мире и только для тех, кто был праведником, ибо грешникам уготованы муки ада. Одной из самых высоких наслаждений Хайям считает вино. Воспевая вино, Хайям был далек от проповеди опьянения и распущенности. Но вино запрещалось исламом и похвала вину была особой формой протеста против церковных догм, особой формой свободомыслия. Это подчеркивает и Хайям. Многие вдохновенных стихов посвящает поэт любви. Это лирические четверостишия и о радости любви, и о ее муки. Во многих рубаях он воспевает женскую красоту, в некоторых восхищается красотой юноши. Большое количество гуманистических четверостиший полна гордости за человека. Хайям решительно протестует против несправедливого устройства человеческой жизни. Сам он не хочет быть ни рабом, ни владыкой. Наконец, мыслитель мечтает о лучшем будущем для человечества, о справедливом гражданский устройство, в котором могли бы беспрепятственно развиваться благородные стремления каждой личности и счастье выпало бы на долю всех. Мы видим, что в поэзии Хайяма была отражена сложная гамма чувств. Но вполне определенно в стихах Хайяма выступают такие основные черты его мировоззрения, как гуманизм и свободолюбие, постоянная ирония и скептицизм, а наряду с этим своеобразное эпикурейство, иногда переходит в гедонизм и сочетается со свободомыслием, а то и безбожием. В годы опалы Хайям, когда его отношения с духовенством резко ухудшились, был вынужден совершить хадж — паломничество в Мекку, где он раскаялся. О том, как умер великий мудрец, мы узнаем со слов его тещи, который видел, как Хайям, читая метафизику, вдруг позвал чистых, чтобы составить завещание, затем помолился и не ел и не пил, а после вечерней молитвы поклонился Господу, потом умер. Могила Хайяма находится в Нишапуре круг мечети на память и мама Мах рука. На этой могиле в 1934 году на средства, собранные поклонниками из разных стран творчества Хайяма, был построен обелиск.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола