0
(0)

Пильняк (наст. Вогау) Борис Андреевич (29.09.(11.10.1884, Можайск — 21.04.1938, Москва, в тюрьме), проэаик. Отец — приволжский немец, мать — русская, воспитывался в духе традиций народничества и оставался под Сильным его влиянием. В 1920 г. окончил Московский коммерческий институт. Много путешествовал по стране и Европе, посетил Китай, Японию и США, участвовал в экспедиции н Шпицберген. В 1937 г. арестован по ложному доносу, реабилитирован в 1956 г. С 1915 г. печатал рассказы. Сб. ранних рассказов «Былье» (1920) затем лег в основу роман «Голый год» (1921), который принес ему известность и вызвал острую дискуссию. Погруженный в раздумья об исторических судьбах России и ее месте в мире, Пильняк представил революцию как столкновение отсталой крестьянской Руси с современной идеологией и цнвилизация Запада, которое высвободило биологические инстинкты и анархическое начало. Одобряя стихийное движение народных масс, Пильняк не принимал их примитивизм и жестокость. Концепция двойственной сути России и революции, человека и мира, а также антиномия Восток-Запад доминирует в большинстве его произведений, особенно в романе «Машины и волки»
(1925) и в рассказах «Арктика» (1925), «Иван Москва» (1927), «Красное дерево» (1929). В романе «Волга впадает в Каспийское море» (1930) он показал драму коммунистов, которые могут сражаться, но не умеют созидать, что обострило кампанию против писателя, которая началась после публикации «Повести непогашенной луны» (1926). В последних своих произведениях, в т. ч. в неоконченном романе о революционном движении в России в ХХ в. (отрывок под загл. «Соляной амбар» опубликован в 1964), он попытался учесть требования эпохи. Он отошел и от присущей ему поэтики орнаментализма, повествовательная техника которого строится на развертывании метафоры и жонглировании разными стилистическими манерами, что вместе со свободной, хронологически неупорядоченной композицией должно было отражать динамику изменчивого мира. Подобную, технику, унаследованную от прозы А. Белого и А.Ремизова, п. применял в своих многочисленных репортажах: «Корни японского солнца» (1926), «О’кей. Американский роман» (1933). Значительность проблематики и оригинальность художественной формы ставят п. в ряд наиболее интересных русских прозаиков ХХ в.

0 / 5. 0

.