0
(0)

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (24.06(6.07).1877, Моcква — 26.11.1957, Париж), прозаик. Родился в московской купеческой семье. Учился в торговой школе и на физико-математическом факультете Московского университета. В молодости принимал участие в революционном движении затем отошел от него, а в 1921 г. эмигрировал. В ранних произведениях Ремизова, написанных под заметным влияние
С. Пшибышевского и Ф. Достоевского, присутствуют элементы натурализма, модернизма и фантастики в фольклорной обработке. Для Театра В. Мейерхольда перевел пьес С. Пшибышевского «Снег». Главные герои рассказов и повестей Р. из современной жизни — «Серебряные ложки» (1906), «Чертик» (1906), «Святой вечер» (1908), «Неуемный бубен» (1909), «Крестовые сестры» (1910) — представители низших слоев общества провинциальных городов, мелкий чиновник, ремесленник, бедный интеллигент, жертвы безжалостной социальной несправедливости. Поэзию романов «Пруд» (1908) и «Часы» (1908) подчинена стремлению писателя «углубить действительность до неправдоподобия». В поисках выхода из «жизненного кошмара» Ремизов обращается к идеализации минувших времен, патриархальным
элементам, к религиозно-этической проблематике, к обработкам апокрифов, житий, легенд и преданий: «Докука и балатурье» (1914), «Николины притчи» (1917), «Странница» (1918). Увлечение древнерусской культурой выразилось в пьесах «Бесовское действо» (1907), «Трагедия об Иуде» (1908), «Действо о Георгии Храбром» (1910). Широкую известность принесла ему книга обработок и пересказов обрядов, игрищ, детских игр и считалок «Посолонь» (1907), высоко оцененная М. Волошиным и А. Белым. Стилизация, своеобразная игра с реальностью, поза «чудака», «литературного фан-
тазера», увлечение каллиграфией и рисунком (их позднее высоко оценил Пабло Пикассо) — не только черты творчества Ремизова, но и его личности. Во время 1 мировой войны Ремизов писал ура-патриотические рассказы и притчи, которые составили сб. «За святую Русь» (1915) и «Укрепа» (1916). В «Слове о погибели земли Русской» (1917) «над могилой старой, навеки ушедшей России» он благословил новую поднимающуюся Россию, но проклял революционеров. В эмиграции (сначала в Берлине, с 1923 г. в Париже) издал несколько автобиографических книг: «Огненная Россия» (1921),  «Взвихренная Русь» (1927), «По карнизам» (1929), «Подстриженными глазами» (1951), «В розовом блеске» (1952). В творчестве Р. периода эмиграции преобладали историческая и сказочная темы. Книги «Трава-мурава» (1922), «Звенигород окликанный. Николины притчи и другие сборники преданий и апокрифов разных народов и эпох. Ремизов был одним из самых выдающихся стилистов, продолжившим введенную в литературу Н. Лесковым традици сказа, стилизованного под устную народную речь. Повествование Ремизова в манере сказа отличается чрезмерной орнаментальностью, зачастую запутанным и перегруженным мелкими деталями сюжетом и обилием фантастических сцен, снов и галлюцинаций. Все эти черты в полной мере проявились в книгах «Пляшущий демон» (1949), «Мартын Задека. Сонник»  (1954), «Мышкина дудочка» (1954). Самобытный стиль Ремизова оказал влияние на прозу М. Пришвина, Е. Замятина, Б. Пильняка и членов группы «Серапионовы братья».

0 / 5. 0

.