0
(0)

Розанов  Василий Васильевич (20.04.(2.05) 1856, Ветлуга Костромской губ. — 5.02.1919, Сергиев Посад), писатель, критик, публицист, философ. После окончани Московского университета до 1893 г. работал гимназическим учителем в провинциальных городах, затем чиновником и редактором. Был близок к поздним славянофилам, по политическим взглядам — монархист. Сотрудничал консервативном журнале «Новое время», хотя не избег печататься и в журналах демократической ориентации. Свой собственный педагогический опыт изложил в книге «Сумерки просвещенияя (1899). В 80-е гг. Розанов занялся философией. Исходя из идеалистических взглядов, он выступал  против материализма Н. Чернышевского, В. Белинского, Н. Добролюбова и Д. Писарева в сб. статей «Религия и культура» (1899) и «Природа и история» (1900). В работе по истории философии Розанов развивал концепции Н. Данилевского и К. Леонтьева, полемизировал с В. Соловьевым, который выступал за веротерпимость. Увлечение Розанова
восточными религиями, иудаизмом, а особенно ролью пола в жизни человека вызвало острую критику со стороны церкви. Критика была вызвана книгой Розанова «Семейный вопрос в России» (1903). Он предупреждал об опасности губительного влияния современной цивилизации, о распаде личности. Область интимных, семейных и эротических переживаний он отделил от сферы политики и общественной жизни. Свои разногласия с официальной доктриной христианства Розанов  изложил в книге «Метафизика христианства» (1911). В литературно- критических работах он выступал против реалистического направления Н. Гоголя и против русского «нигилизма» и радикализма. Особенно ярко это выражено в статье «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891). В 1917 г. он, поселился в Загорске и отошел от общественной жизни. Отношение к революции он выразил в философском памфлете «Апокалипсис нашего времени» (1917-1918). Свою философию человека Розанов изложил в книгах «Уединенное» (1912) и «Опавшие листья». Это своеобразные личные дневники — монтаж литературных реминисценций, документов, писем, сновидений — нарочито бессюжетные, субъективные и «нелитературные».  Розанов считается родоначальником русского экзистенциализма, обогатившим современную прозу своими неповторимым, очень интимным стилем, динамичность которого подчеркивает увлеченность писателя проблемами Бога, бессмертия души, человеческой сущности.

0 / 5. 0

.