0
(0)

Салтыков-Щедрин (наст. Салтыков, псевд. Н. Щедрин) Михаил Евграфович (15(27).01.1826, с. Спае-Угол Тверской губ. — 28.04(10.05).1889, Петербург), прозаик и публицист. Родился в богатой помещичьей семье. Жестокости крепостнического быта, как и родительский деспотизм, навсегда останутся в памяти Салтыков — Щедрин и в дальнейшем получат художественное отражение во многих его произведениях. На десятом году жизни Салтыков — Щедрин. был отдан пансионером
в Московский дворянский институт, откуда в 1838 г. его, как примерного ученика, перевели в Царскосельский лицей, который он окончил в 1844 г. В лицее он увлекся русской и западноевропейской литературой, особенно поэзией А. Пушкина, М. Лермонтова, Г. Гейне, Дж. Г. Байрона и др. Под влиянием этого увлечения Салтыков — Щедрин написал ряд стихотворений, некоторые из которых, начиная с 1841 г., он опубликовал, заслужив славу «преемника Пушкина». После окончания лицея с.-щ. был определен чиновником в канцелярию Военного министерства. В этот период он сближается с кружком петрашевцев (Ф. Достоевский, А. Плещеев), который стал для него «школой идей». Он зачитывался статьями В. Белинского, философией Л. Фейербаха, сочинениями Сен-Симона, Ш. Фурье, В. Консидерана, Э. Кабе, формируя свое радикально-демократическое мировоззрение. Влияние этих авторов явно ощущается в первых повестях Салтыков — Щедрин «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), опубликованных в журнале «Отечественные записки». Обвиненный в «стремлении к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу», он был, по приказу властей, выслан в Вятку (1848-1855). Наблюдения, почерпнутые там, нашли отражение в «Губернских очерках» (1856-1857). Произведение, содержащее резкую критику провинциальной бюрократии и в то же время проникнутое сочувствием к простому народу, получило широкое при знание среди читателей и принесло автору славу первого сатирика России. В 1857 г., на этот раз по собственному желанию, писатель поступает на государственную службу; некоторое время работал в Петербурге, а в 1858-1861 гг. исполнял обязанности вице губернатора в Рязани и Твери. После непродолжительного периода работы в редакции журнала Н. Некрасова «Современник» (1863-1864), где он развил интенсивную публицистическую  критическую деятельность, Салтыков — Щедрин. вернулся к чиновничьей карьере уже как председатель Казенных палат в Пензе, Туле, Рязани. Лишь в 1868 г. он окончательно уходит со службы и всецело посвящает себя литературной работе. Вместе с Н. Некрасовым, а после его смерти единолично, Салтыков — Щедрин редактировал один из самых читаемых журналов эпохи — «Отечественные записки». Уже в своем раннем творчестве, к которому, кроме вышеназванных произведений, относятся циклы «Невинные рассказы» (1857-1863) и «Сатиры в прозе» (1859-1862), сатирическая комедия «Смерть Пазухина» (1857), а также ряд публицистических статей, проявился незаурядный сатирический талант Салтыкова-Щедрина. Он использовал самые разнообразные литературные жанры и стили: реалистический очерк и гротеск, драматическую сценку и монолог, фантастическую новеллу и лирическую миниатюру. Часто обращался к пародии и карикатуре, а также острому политическому памфлету. Самый плодотворный период творчества Салтыков — Щедрин приходится на 1868-1884, когда писатель создает свои лучшие сатирические циклы, такие как «Письма о провинции» (1870), «Признаки времени» (1871), «Помпадуры и помпадурши» (1863-1874), «Господа ташкенц». (1869-1872), «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), «Благонамеренные речи» (1876), «Культурные люди» (1876), «В среде умеренности и аккуратности» (1877), «Сборник. (1879), «Круглый год» (1880), «За рубежом» (1881), «Письма к тетеньке» (1882), «Современная идиллия» (1883) и многие другие. В этих произведениях показана вся бюрократическая машина помещичьего государства, затронуты наиболее важные проблемы эпохи Салтыков — Щедрин страстно обличал и высмеивал умирающий феодальный мир, жадность и эгоизм привилегирoванных классов, продажность чиновников, повсеместную коррупцию высшей администрации, деспотизм правящих слоев, жестокость и грабительские поползновения молодой русской буржуазии, громил колонизаторскую политику царизма (в т. ч. по отношению к Польше и др. покоренным народам) с его аппаратом шпионов, доносчиков, жандармов, «цивилизаторов с жадными руками» и т. д. Писатель высмеивал либералов, издевался над реакционными изданиями М. Каткова и его сторонников, критиковал идеологию народников с их верой в деревенскую общину («Убежище Монрепо», 1879). Вершиной сатиры Салтыкова-Щедрина того времени являются романы «История одного города» (1869-1870) и «Господа Головлевы» (1875-1880). В первом из этих романов писатель в форме пародийного изложения русской истории ХУIlI в. представил гротескный образ город Глупова и его правителей — городничих, олицетворяющих современную сатирику Россию, деспотическое правление самодержавия и чиновничьей верхушки. С осуждением описывал Салтыков — Щедрин и бездеятельность и апатию народных масс, что вызвало нападки на писателя со стороны либерально консервативной критики (А. Суворин и др.). Мимоходом в главе «Сказание о шести градоначальниках», Салтыков — Щедрин высмеял т. н. «польскую интригу», которую авторы антинигилистических романов использовали в качестве идеологического жупела. В романе «Господа Головлевы» автор показывает дегенерацию и моральное разложение дворянской семьи, создав из Иудушки, главного героя романа, мрачный и одновременно трагический образ лицемера-ханжи — один из самых ярких в мировой литературе. Своеобразный подведением итогов и одновременно вершиной сатирического творчества Салтыков — Щедрина являются его общественно-политически сказки, написанные в основном (кроме трех) в 80-е годы «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (1869), «Карась-идеалист» (1884), «Верный Трезор» (1885), «Либерал» (1885), «Коняга» (1885), «Богатырь» (1885), «Христова ночь» (1886) и др. Эти мастерские миниатюры, в которых сатира умело скрыта в различного рода аллегориях затрагивали самые актуальные и злободневные события, происходящие в России. Касались они и нравственно — философской  проблематики. Политический подтекст сказок Салтыкова — Щедрина оценили и царские власти. После закрытия властями журнала «Отечественные записки» за распространение «вредных идей» и за тесные связи с революционными организациями Салтыков — Щедрин., уже тогда неизлечимо больной, был вынужден печатать свои произведения в разных, иногда идейно ему чуждых журналах, особенно в либеральном «Вестнике Европы». В нем он опубликовал два своих последних крупных произведения: цикл «Мелочи жизни» (1886-1887) и наполовину автобиографический роман «Пошехонская старина» (1887-1889). В этих произведениях, так же как и в несколько более раннем сб. «Пестрые письма» (1884-1886), сатира уже не играла определяющей роли. Сатира С.-Щ. тесно связана с эпохой, во время которой она была создана, поэтому большинство произведений мало понятны современному читателю без историко-литературного комментария. Большие затруднения вызывает также завуалированный, т. н. эзоповский язык, которым писатель вынужден был пользоваться по необходимости, чтобы избежать вмешательства цензуры. Несмотря на это, ряд его произведений, благодаря их выдающимся художественным и идейным достоинствам, навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.

0 / 5. 0

.