Биография Толстого Алексея Константиновича

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (24.08(5.09).1817, Петербург — 28.09(10.10).1875, Красный Рог, около Брянска), писатель, поэт, драматург. Родился в аристократической семье, его воспитали мать и ее брат, писатель Алексей Перовский (псевд. Антоний Погорельский). Толстой получил хорошее домашнее образование, впоследствии учился в Московском университете. В 1834 г. поступил на службу в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837-1840 гг. жил во Франкфурте-на-Майне, работал в русской дипломатической миссии. Много путешествовал по Европе. Основательно изучил немецкую романтическую литературу, что оказало значительное влияние на формирование его эстетических взглядов. Впервые выступил в печати в 1841 г. с фантастической повестью «Упырь», сочувственно встреченной В. Белинским. В Германии были написаны (по-французски) и другие его ранние повести, такие как «Семья вурдалака» (1840). Поэтическое творчество Толстого 40-х гг. в основном состоит из лирических стихотворений о природе и исторических баллад, в которых показан варварский деспотизм Ивана Грозного, в т.ч. «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», опубликованных значительно позднее их написания в единственном прижизненном сб. Толстого «Стихотворения» (1857) и подготовленном при участии Толстого, но изданном лишь после его смерти Полном собрании сочинений (1876). Любовная лирика Толстого 50-х гг. отражает его отношение к замужней Софии Миллер (с 1863 она стала женой Толстого) и размышления о предназначении художника в условиях безнравственной общественно-политической системы царской России. Вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми Толстой писал стихотворения, пародии и афоризмы вымышленного поэта Козьмы Пруткова. Лирика Толстого, а также его поэмы «Грешница» (1857), «Иоанн Дамаскин» (1858), «Дон Жуан» (1862) и написанная позже поэма «Портрет» (1873) ставят Толстого в ряд выдающихся продолжателей традиций романтизма в русской литературе второй половины XIX в. Это относится и к написанному в духе В. Скотта историческому роману «Князь Серебряный» (1861), в котором Толстой осуждает деспотизм как систему, противоречащую этическим нормам, нарушающую права человека и уродующую его характер. Важную роль в русской литературе сыграла известная драматическая трилогия Толстого: «Смерть Иоанна Грозного» (1864), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор обличал в ней самодержавие, показывал его пагубное влияние на государство, на подданных и на личность самих монархов. Особенности исторического мышления Толстого отражают его позднейшие исторические баллады, в которых он воспевал былинных героев и правителей Древней Руси. Славянскую Киевскую Русь он противопоставлял зараженной «татарщиной» Московской Руси. Толстой относил себя к сторонникам искусства, независимого от политических направлений и тенденций, он одинаково негативно относился и к произволу властей, и к общественному радикализму «нигилистов» 60-х гг.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола