Биография Толстого кратко

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (28.08.1928, Ясная Поляна Тульской губ. — 7.11.1910, ст. Астапово (ныне ст. Лев Толстой), похоронен в Ясной Поляне), прозаик, драматург, автор работ нравственно-религиозного характера, публицист, общественный деятель. По происхождению принадлежал к аристократической фамилии, его предки получили графский титул еще во времена Петра I. В 1844-1847 гг. учился в Казанском университете, где сначала изучал ориенталистику, а затем право. В 1851 г. вместе с братом Николаем отправился на Кавказ, где поступил волонтером на воинскую службу. Там была написана во многом автобиографическая повесть «Детство» (1851-1852), ставшая его литературным дебютом. Продолжением этой повести стали «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857). С кавказской темой связаны и его рассказы «Набег» (1853) и «Рубка леса» (1855), не соответствующие общепринятому в то время романтическому изображению Кавказа. Толстой принимал участие в Крымской войне (1853-1856). Впечатления и наблюдения Толстого этого периода вошли в своеобразные репортажи с фронта, названные им «Севастопольские рассказы» (1855-1856). В 1857 и 1860 гг. Толстой путешествовал по странам Западной Европы, посещал места, связанные с жизнью и творчеством Ж.-Ж. Руссо, которым он восхищался некоторое время в годы своей молодости, а также интересовался состоянием народного образования в западных странах. По возвращении в Россию продолжал работу в школе для крестьянских детей, организованной им самим в 1859 г. в своем имении, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна». После реформы 1861 г. был мировым посредником, разрешая конфликтные ситуации в пользу крестьян. В 1851-1863 гг. написал и опубликовал Многочисленные рассказы и новеллы. Описывал в них нравственные конфликты между добрым барином и крестьянами — «Утро помещика» (1856), между художником и окружающим миром — «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн» (1857), «Альберт» (1857-1858). Поднимал также философские и экзистенциальные проблемы — «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863-1864, изд. 1885) и проблемы семейной жизни — «Семейное счастье» (1858-1859). В повести «Казаки» (1852-1863) Толстой сравнивает жизнь простого народа с цивилизованной жизнью в духе Ж.-Ж. Руссо, в других произведениях изображает русскую деревню, создавая выразительные образы крестьян — «Поликушка» (1861-1863), «Тихон и Маланья» (1860-1862). В 1860 г. Толстой начал работать над романом «Декабристы», к которому впоследствии неоднократно возвращался, но который так и не закончил. В 1862 г. женился на дочери врача Софье Берс и навсегда поселился в Ясной Поляне. Здесь в 1863-1869 гг. был написан выдающийся исторический роман «Война и мир». Отказавшись от традиционных канонов исторического романа, Толстой создал новый вид романа-эпопеи, гармонично соединивший в себе беллетристику, публицистику и философию. Толстой отобразил в нем жизнь России в переломный момент истории (1805-1820), описал двор и аристократию, мелкое и среднее дворянство, великосветские салоны и масонские ложи, балы и прекрасных женщин, тяжелую участь крестьян и обман их, склочничество и разврат, самодурство и тиранию, семейную жизнь и солдатскую участь, мужество и предательство, душевные терзания и эволюцию героев, вспышки страсти и мучения совести. Развитие действия в романе связано с историческими событиями, что позволяет Толстому показать зависимость судьбы отдельного человека от истории народа и роль народных масс В историческом процессе. На примере Кутузова Толстой объединил фаталистическую концепцию истории с идеей решающей роли коллективных усилий. Жизнь героев показана в романе в тесной связи с историческими событиями, определяющими людские судьбы. Исход войны с Наполеоном В 1812 г. решили народные массы. Именно они являются настоящими творцами истории, ее субъектом. Поэтому «мысль народную» в романе воплощает один из основных персонажей — крестьянин-апостол Платон Каратаев. Эта мысль определяет судьбы аристократов и помещиков, героев романа. Мерой ценности человека становится его связь с Жизнью народа. «Мысль народная- формировала философию и нравственные принципы писателя. В романе отражена и его приверженность оседлой, патриархальной жизни (семья Ростовых, Наташа и Пьер Безуховы). По завершении «Войны и мира» Толстой занялся просветительской деятельностью: учил деревенских детей в Ясной Поляне, составлял азбуку, грамматику и книги для чтения для сельских школ. Результатом этой работы стали изданные в 1872-1875 «Азбука», «Новая азбука» и четыре «Русские книги для чтения», в которые вошли более 200 небольших притч, преданий, сказок и рассказов. К более крупным произведениям этого цикла относится «Кавказский пленник» (1872). Писатель сознательно воспользовался здесь новым методом, основанным на максимальной выразительности, и построил сюжет исключительно на одних событиях. В 1873-1877 гг. Толстой работал над социально-психологическим романом «Анна Каренина», раскрывающим закоснелость нравов и обычаев высших слоев общества. Центральная проблема этого литературного шедевра — право человека на счастье. За него борется главная героиня романа, один из лучших женских образов в мировой литературе. Автор также симпатизирует ей, но, следуя своим нравственным идеалам, вынужден осудить ее выбор между личным счастьем и семейным долгом. В романе отсутствует какое бы то ни было морализаторство, он лишь показывает направление этических поисков писателя. Они связаны с образом Константина Левина, выражающего точку зрения автора, который пытается реализовать идеал жизни в согласии с природой и противопоставлен в романе «городской» цивилизации и культуре высшего света. На рубеже 70-80-х гг. Толстой  переживал глубокий мировоззренческий кризис, что отразилось в произведениях «Исповедь» (1879-1880) и «В чем моя вера?« (1882-1884). Официальное выражение новые взгляды Толстого получили в 1881 г. Это было связано с покушением на Александра II, совершенным деятелем народнического движения Гриневицким. Во время судебного процесса, в результате которого участники покушения были приговорены к смертной казни, Толстой написал письмо Александру III. Писатель обратился к царю с просьбой о прощении заговорщиков во имя идеи христианского милосердия. Просьба эта не возымела никаких последствий, но способствовала выработке Толстым своеобразного нравственно-религиозного вероучения, основанного на новом толковании христианства, а также связанного с другими религиозными и философскими системами. В опубликованных в этот период нравственно-религиозных и общественно-политических трактатах Толстой решительно осуждал милитаризм,. войны, смертную казнь, насилие, общественные, народные и религиозные конфликты и про возглашал идею христианской любви, непротивление злу насилием. Необыкновенно резкой критике он подверг государство со всеми его учреждениями. Программный антиэстетизм, попытка заменить эстетику этикой и понятием добра, обусловленные морализаторством, нашли отражение в трактате «Что такое искусство?» (1897 1898). Свои религиозно-нравственные идеи Толстой пропагандировал и в своих рассказах, побасенках и сказках морализаторско-дидактического характера: «Чем люди живы» (1881), «Два старика» (1885), «Свечка» (1885), «Три старца» (1886), «Много ЛИ человеку земли нужно?» (1885-1886), «Хозяин и работник. (1894-1895) и др. Ригористическое морализаторство и страстное обличение лицемерия и лжи в семейной жизни и жизни общества отличают пьесы Толстого «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения- (1886-1890), «Живой труп» (1900, изд. 1911); повести «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Дьявол» (1889-1890, изд. 1911), «Крейцерова соната» (1891), «Отец Сергий» (1890-1898, изд. 1911) и «Хаджи Мурат» (1896-1904, изд. 1912), а особенно роман «Воскресение» (1889-1899), в котором отразились художественные, эстетические и философские взгляды писателя, основанные на идеях христианского универсализма. Толстой использовал реальное событие, почерпнутое им из судебной хроники. Трагедию Катюши Масловой, сохраняющей достоинство, историю морального возрождения князя Нехлюдова и его стремление искупить вину Толстой использовал для резкого обличения царского деспотизма, несправедливости общественно-политического строя, разлагающего судей, продажной администрации, услужливой православной церкви и лицемерной официальной морали. Публикация «Воскресения» явилась причиной отлучения Толстого святейшим Синодом от русской православной церкви (1901). Особенно резко Толстой обличал различные государственные учреждения в рассказе-памфлете «Николай Палкин» (1884-1887), а также в рассказах «После бала» (1903, изд. 1911) и «За что?» (1906). Рассказ «За что?» основан на событиях польского восстания 1830 г. и является одним из самых сочувственных по отношению к полякам произведений в русской литературе. В 1908 г. Толстой выступил с памфлетом «Не могу молчать», направленным против смертной казни и кровавых репрессий царского правительства. В конце XX в. и в первом десятилетии ХХ в. в глазах мирового общественного мнения Толстой стал непререкаемым нравственным авторитетом, к которому обращались по самым различным вопросам. Его навещали, чтобы выразить почтение и попросить совета, многие выдающиеся деятели того времени. 28.10(10.11).1910 г. Толстой тайно покинул Ясную Поляну, чтобы остаток жизни провести в одиночестве и спокойствии. Во время «бегства в неизведанное» в возрасте 82 лет Толстой скончался.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола