0
(0)

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (28.10(9.11).1818, Орел 22.08(3.09).1883, Буживаль, Франция), прозаик, драматург, поэт. Родился в дворянской семье. В 1833-1837 гг. учился на философско- историческом факультете в Московском, а затем Петербургском университетах. Обучение продол-
жил в Берлине (1838-1841). Первоначально готовил себя к научной работе, но отказался от этого намерения и всего себя без остатка посвятил литературе. В этот период (1843) т. знакомится с В. Белинским и становится одним из самых преданных его последователей, писателей русской «натуральной школы». Сотрудничал в «Отечественных записках» и «Современнике», В то время самых демократических журналах. Большую часть своей жизни Тургенев провел за границей: в 60-е гг. жил в Баден-Бадене, а затем во Франции, где и скончался. Во время пребывания за границей поддерживал оживленные контакты с немецкими (Б. Ауэрбах) и французскими писателями (Г. Флобер, Э. Золя, Г. де Мопассан), а также с находящимися в эмиграции А. Герценом и деятелями народнического движения П. Лавровым, П. Кропоткиным, чьим издательствам оказывал финансовую поддержку. Впервые выступил в печати, как многие писатели его поколения, с романтическим произведением — поэмой «Стено. (1834). В своих элегиях, песнях и балладах
Тургенев обращался к темам и мотивам творчества Байрона и Лермонтова. Своим настоящим литературным дебютом писатель считал шуточную поэму «Параша» (1843), в которой развенчал романтических героев. В новеллах раннего периода творчества Тургенев постепенно переходил на антиромантические позиции: писал о прозе жизни, критически относился к демонической природе или ррмантической концепции любви: «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1846), «Бретер» (1847). В этот период Тургенев сблизился с В. Белинским. На страницах альманаха «Петербургский сборник- он опубликовал сатирическую поэму «Помещик», а в 1848 г. повесть «Петушков», в которой создал образ героя, типичного для русской «натуральной школы». В 1847 г. Тургенев опубликовал рассказ «Хорь и Калиныч. — классический образец физиологического очерка, посвященного деревенской тематике. Успех очерка у критиков и читателей побудил Тургенева продолжить поднятую тему. В 1851 г. были готовы 22 рассказа, которые вошли в «Записки охотника». Всего в «Записках охотника» 25 рассказов, еще 3 Тургенев написал в 70-е гг. В соответствии со своими западническими воззрениями, Тургенев выступал в них как противник крепостного права, обличал представителей своего класса, особенно консервативной его части. В 1845-1851 гг. Тургенев много внимания уделял драматургии. Он хотел создать новый тип драмы, отличающийся от театрального репертуара того времени. С этой целью он обращался к различным жанрам, таким как водевиль «Безденежье»), комедии-пословицы в стиле А. де Мюссе, в которых остроумный и яркий диалог замещал традиционное действие «где тонко, там и рвется», «Вечер в Сорренто», или психологически-бытовые комедии «Нахлебник», «Холостяк». Лучшим драматическим произведением Тургенева стала психологическая комедия «Месяц в деревне» (1855), описывающая соперничество в любви зрелой женщины и неопытной девушки. Тургенев отказался в своих драматических произведениях от традиционного развития действия, предпочтя ему психологический анализ; его пьесы считались несценическими и при жизни писателя не получили положительной оценки ни со стороны критиков, ни со стороны зрителей. Очередную попытку психологического разрешения конфликта Тургенев предпринял в жанре романа. Это был роман о жизни дворянства «Два поколения». Однако эту попытку Тургенев расценил как неудачную и рукопись романа уничтожил. Вскоре он вновь вернулся к своему замыслу, но перед этим некоторое время работал в жанре малых прозаических форм, в которых затронул тему интеллигента дворянского происхождения. В «Дневнике лишнего человека» (1850), «Перепискея (1856), «Затишье. (1864), «Якове Пасынкове. (1856) он создал несколько вариантов портрета человека, интеллектуально переросшего свое окружение, но осужденного на поражение в личной и общественной жизни. Тургенев пытался как можно глубже изучить тип «лишнего человека», который считал типичным явлением для дворянской культуры того времени. В «Рудине» (1856), своем первом законченном романе, Тургенев объединил сферы личного и общественного и показал поражение героя во всех областях жизни (в первоначальной версии романа не было второго эпилога, несколько изменяющего оценку главного героя). В. «Дворянском гнезде» (1859), в свою очередь, Тургенев рассмотрел проблему «лишнего человека» на фоне более общей проблематики — человеческой судьбы, которую Тургенев изобразил необычайно пессимистично, чему предшествовали написанные несколько ранее рассказы «Поездка В Полесье» (1857), «Фауст» (1856) и повесть «Ася» (1858). Герои Тургенева — это существа, чья жизнь находится в руках беспощадной судьбы, природных стихий. Лаврецкий, как и другие персонажи произведений Тургенева, даже не пытается бороться за свое счастье и счастье любимой Лизы и потому терпит поражение. Он спокойно смотрит на молодое поколение, которое, возможно, окажется более активным. Таким меланхолическим утверждением писатель заканчивает роман, в котором прощается с героем типа Рудина (с этого времени подобные персонажи выступают в его произведениях как второстепенные). Теперь его привлекает новый человек -разночинец, практичный энтузиаст, способный добиться цели, которую перед собой поставил. Этого героя Тургенев впервые вывел в романе «Накануне» (1860). Изобразил его как политического лидера. Инсаров отличается сильной волей, упорством, последовательностью, которой так не хватало «лишним людям». Однако в отношении к этому типу героя в произведениях Тургенева наблюдается некоторая тенденциозность — писатель лишает его многих духовных достоинств, таких как эстетическая тонкость, широкие умственные горизонты. В следующем романе «Отцы и дети» Тургенев рисует образ нового человека в России. Основная сюжетная линия романа — конфликт между поколением 40-х (семья Кирсановых) и 60-х гг., представителем которого в романе является один Базаров. Он отвергает любые авторитеты, системы и традиции. По своему мировоззрению Базаров близок к материализму, он сторонник эмпирических знаний, критически относится к дворянской культуре. Он выступает как нигилист, уничтожающий все вокруг , чтобы на развалинах старого порядка построить новый. Этот внешне сильный человек на самоМ деле раздираем внутренним,и противоречиями, что раскрывается в истории его любви к Одинцовой. Из-под маски циника и скептика появляется тонкий, легко уязвимый человек. И хотя из столкновения с поколением 40-х гг. (Кирсановы) Базаров выходит победителем, тем не менее планов своих он не реализует — он умирает в результате случайного заражения крови. Тургенев еще раз возвращается к излюбленной теме — борьбе человека с жестокими законам» природы. Этот роман вызвал в России бурные дискуссии. Радикалы из «Современника» обвиняли автора «Рудина» в тенденциозности изображения новых людей (образ провинциальных нигилистов, двузначность концовки романа), консерваторы, в свою очередь, критиковали автора за чрезмерное сочувствие нигилизму. И лишь статьи Д. Писарева раскрыли всю сложность задачи, стоявшей перед писателем, его объективность при описании явления, духовно ему чуждого. Следующий роман «Дым» (1867), выросший из полемики с А. Герценом, направлен против помещиков, планирующих создать политическую оппозицию демократическим реформам, и против т. н. лондонской группы, обольщающей русскую молодежь славянофильской идеологией. Обоим лагерям в романе противопоставлена западническая программа Потутина, мечтающего об участии России в развитии европейской цивилизации. Впервые в этом произведении Тургенев отделил общественно-политическую сюжетную линию от любовной интриги. Он также отказался от объективного повествования, использованного им ранее, что приблизило этот роман к появлявшимися в то время рассказам Тургенева. и соответствовало изменениям, которые появились в жанре русского романа (проза Ф. Достоевского или Л. Толстого). Чувства горечи и пессимизма, столь характерные для «Дыма», ощущаются также в новеллистике Тургенева последнего двадцатилетия «Призраки», 1864; «Довольно», 1865). На первый взгляд, писатель отдаляется от проблем современности, столь типичных для его творчества, напр., в повести «Вешние воды» (1872), описывает Неизвестные современной науке загадочные психические состояния: «Собака» (1866), «Сон» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), в других произведениях создает образы героев давно минувшего времени («Бригадир», 1868), вводит в произведения странных персонажей «Странная история», 1870). В т. н. таинственных повестях Тургенев использует элементы фантастики: в «Призраках» они использовались для создания внешней формы произведения и отражения взглядов Тургенева, в «Сне» или «Кларе Милич» (1883) фантастическое явление до конца остается невыясненным, а в рассказах «Собака», «Часы» (1875) элемент чудесного получает рациональное объяснение. Писатель обращается к таким научным концепциям, характерным для того времени, как изучение сферы подсознательного «Странная история»). Во всех этих произведениях он отходит от своего психологического метода. В свою очередь, в рассказах о прошлом образ минувших дней чаще всего служил средством выражения общих размышлений писателя о человеке, как в «Степном короле Лире» (1870), либо являлся прозрачным намеком на актуальные события того времени («Странная история»). Писатель считал, что личность человека обусловливается как индивидуальными качествами самого человека, так и временем, в котором он живет. К теме современности Тургенев вернулся в своем последнем романе «Новь» (1877), посвященном движению народников, которое привлекало его, хотя он и считал, что методы народников наивны и бесперспективны, о чем неоднократно заявлял в многочисленных дискуссиях с лидерами народнического движения. Революционеры-народники изображены в романе как трагические личности (Нежданов, Маркелов), а консервативно настроенное дворянство подвергнуто еще более резкой критике, нежели в романе «Дым». Обеим группировкам Тургенев противопоставил программу Соломина, имеющую много общего с идеологией позитИвизма и призывающую к постепенным улучшениям и практической просветительской работе в народе. В этом романе Т. отказался от спокойного эпического повествования предпочтя различные стили, применяемые в новеллистике того времени (напр., лирическое начало). Подведением итогов, своеобразным завещанием Тургенева стали написанные в 1878-1882 гг. «Стихотворения в прозе», которые писатель часто называл «Зепша». В них вошли его сокровенные мысли, мимолетные размышления о человеческой судьбе, сны, видения. В жанровом отношении произведения, вошедшие в этот цикл, необычайно разнородны (аллегория, описание, рассказ и т. п.).

0 / 5. 0

.