0
(0)

Распутин Валентин Григорьевич (р.15.03.1937 с. Усть-Уда Иркутской обл.), прозаик. Родился в крестьянской семье. Детство провел в деревне на Ангаре. В 1959 г. окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. В университете начал писать, печатался в иркутской газете «Советская молодежь». Первый сб. рассказов «Я забыл спросить у Лешки» издал в 1961 г. Произведения Распутина  этого периода не выделялись из общего направления развития прозы того времени и вызвали умеренны интерес критики. В 60-е гг. Распутин работал корреспондентом газет «Красноярский рабочий» и «Красноярский комсомолец». Писал очерки, в которых использовал опыт В. Овечкина и Г. Троепольского. Они вошли в сб. «Костровы новых городов» (1966) и «Край возле самого неба» (1966)
Помимо вопросов экономики, в них затрагивались нравственно-философские проблемы, особенно связанные с жизнью и перспективами русской деревни. Переломным для Распутина стал 1967 г., когда он издал сб. «Человек с этого света», в который вошел и рассказ «Василий и Василис» положивший начало периоду его творчества, связанному т. н. «деревенской прозой». С этого времени главное внимание Распутина сосредоточено на старой русской деревне, в которой сохранен прежний, основанный на неизменных началах строй жизни, лишь незначительно затронутый влиянием современной цивилизации. Его положительныe герои — простые деревенские люди, исключительно порядочные, приверженные традициям, их отличает природная житейская мудрость, они живут в согласии с законами  природы. В повести «Деньги для Марии» (1967) народный этический кодекс противопоставлен эгоизму и духовной черствости людей, утративших духовную связь с народом, с деревней.  Эта проблематика развита в повести «Последний срою) (1970), героиня которой, старая крестьянка, является символом исчезающих у нынешнего поколения нравственных ценностей.  У ложа умирающей матери ее дети пытаются кое-как скоротать время в ожидании ее неминуемой смерти. Духовная деградация затронула всех, но ее степень удивительным образом зависит от физической (В пересчете на километры) удаленности героев повести от деревни. Как в этом, так и в других произведениях Распутина охотно прибегает к народной мифологии, сибирским обычаям и диалектам. В 1972 г. Распутин издал книгу «Вверх и вниз по течению». Рассказ, давший название всему сборнику, является классическим примером «исторической памяти», возвращения к источникам. В повести «Живи и помни» (1974) Распутин необыкновенно остро поставил проблему нравственного выбора — герой повести дезертировал с фронта во время Великой Отечественной войны и тем самым навлек несчастье не только на себя, но и на своих близких. В повести «Прощание с Матерой» (1976) Р. не отрицает необходимости цивилизационных новшеств, но предостерегает от опасностей, которые может принести урбанизация деревни. Об этом же он говорит и в повести «Пожар»  (1985). В этом произведении писатель пророчески предостерегает перед возможностью страшной экологической катастрофы, в которой многие критики увидели позднейший Чернобыль. К этим же проблемам писатель обращается и в публицистик последних лет. Вызывает особое внимание сб. «Русское Устье» (1988), в котором Распутин описал жизнь и быт жителей далекого Севера. С тревогой он пишет об экологических проблемах, непродуманном развитии промышленности н Алтае и в Сибири, которое может уничтожить красоту это края. Распутина считают сторонником идеи возрождения старинных русских традиций и норм в современной России, что интерпретируется его оппонентами как неославянофильство.

0 / 5. 0

.