Биография Зощенко

Биография Зощенко

Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО (29 июля / 10 августа 1895, Петербург — 22 июля 1958, Л енинград, похоронен в Сесзрорецке)
М. М. Зощенко родился в семье художника. После гимназии несколько лет учился на юридическом факультете Петербургского университета, недоучившись, ушел добровольцем на фронт: воевал вначале в старой армии (дослужился до штабс-капитана, не раз был награжден), потом в Красной армии. Сменил немало профессий; с 1922 г. занят литературным трудом. Один из участников группы «Серапионовы братья». Зощенко начал с рассказов на бытовые темы, очень скоро став одним из самых известных — и популярных у массового читателя — авторов. Первый сборник «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова» (1922). С этого времени и до 1946 г. издал множество — около ста книг — рассказов, повестей и пьес. Правда, в течение следующих десяти лет — с 1946 по 1956 — не было издано ни одной книги.
Наиболее значительные его произведения — кроме лучших рассказов 20-х ГГ.: «Голубая книга» (1935), «Возвращенная молодость» (1933), «Письма к писателю» (1929), рассказы для детей из цикла «Леля и Минька», а также книга «Перед восходом солнца». (1943). В 1929-1932 гг. у Зощенко вышло «Собрание сочинений в б-ти тт.». Тираж его книг в 20-е и 30-е гг. составил многие миллионы экземпляров. Чем же объяснить такую популярность Зощенко? Как художник он нашел свою тему в культурной катастрофе, которую в послереволюционные годы по-своему переживает массовый человек, вдруг оказавшийся в совершенно переменившейся действительности. Стремясь приспособиться к новой жизни, он постоянно попадает в нелепые ситуации: его поведение создает остро комические эффекты. Зощенко с небывалой чуткостью воспроизводит языковые гримасы переживаемой персонажами культурной драмы. Это сделало его художником, «доступным» массовому читателю, неповторимо оригинальным, но вместе с тем обреченным на постоянное сопротивление среды, которая и от писателя требовала приспособленчества (кое в чем он уступал этому давлению — повесть о Керенском «Возмездие», «История одной Жизни» — «о перековке» на Беломор-канале и т. п.). Но в главном Зощенко не отступает от того, что видит вокруг себя. Поэтому его персонажи по мере тоталитарной унификации норм и этикета все
более — вместе с писателем — «отставали» от пропагаНДистеких мифов. Это не могло не сделать писателя неприемлемым и легко уязвимым в условиях декоративного соцреализма, особенно в послевоенные годы. В 1946 г. он был грубо исключен из литератры, а в сущности, из жизни. До конца дней писатель так и не оправился от травмы сорок шестого года, да и Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» формально было отменено лишь через тридцать лет после смерти Зощенко.

Print Friendly
Print Friendly
© 2016 Инфошкола