0
(0)

Цикл «Крымские сонеты», к которому входит 18 стихотворений, А. Мицкевич написал под впечатлением двухмесячного путешествия по Крыму. Этот край произвел неизгладимое впечатление на него, и впоследствии он написал: «Я видел Крым! Я выдержал страшную бурю на море … Я видел Восток в миниатюре ». Захваченный крымскими пейзажами, вечнозеленой растительностью и скалистым побережьем Черного моря, Мицкевич придал своим стихам отчетливо «восточной» тональности, объединив их в поэтический цикл. Таким образом художник подчеркивает смысловом связи отдельных произведений. Сонеты напоминают своеобразный лирический дневник, о чем свидетельствует и образ лирического героя-путешественника, которого удивительная природа Крыма побуждает к размышлениям о смысле бытия.

Эпиграфом к циклу Мицкевич взял строку из стихотворения Гете: «Кто хочет понять поэта, должен побывать в поэта стране». Так он сразу дал понять, что замысел цикла связано с его родиной, а не с Крымом. Возникает такое ощущение, будто все сонеты окутаны печалью. Тоска путешественника-изгнанника с родиной, с брошенными друзьями и любимой является сквозной для всего сборника.

Цикл открывается сонетом «Аккерманские степи», в котором появляется тема морской стихии. Идя степью, поэт представляет, плывущий по просторам «сухого океана» через «душистые волны зеленой чащи». Окутанный тишиной, лирический герой так напрягает слух, что мог бы услышать голос родного края. Однако вокруг — лишь одна тишина. И это еще больше угнетает героя. Интересно, что мотив тишины, в которую погружается лирический герой и в сонете «Морская тишина», постепенно меняется темой движения, шума, «разгула стихий». Как олицетворение непокоренного духа человека автор избирает образ птицы («Плавба») — традиционный для романтиков символ свободы.

А уже в стихотворении «Буря» поэт сравнивает жизнь героя с кораблем, которым безжалостная судьба-буря играет, как ей заблагорассудится. Однако против настоящих друзей и веры она бессильна.

Мне кажется, мотив морской стихии в «Крымских сонетах» воплощает прежде мнение автора о нарушении гармонии в жизни людей. Это нарушение очень тонко чувствует лирический герой-изгнанник.

Об этом свидетельствует и символическая связь судьбы путешественника, оторванного от родины, с судьбой прекрасной польки, которая так и умерла на чужбине («Гробница Потоцкой»). Чтобы образно воссоздать истерзанную судьбу несчастной пленницы, Мицкевич сравнивает Потоцкой с розой, достойная жить только в райском уголке. Таким образом поэт будто намекает, что этой красоте не суждено счастье на земле. Поэту даже кажется, что рои ясных звезд, которыми усеян Млечный Путь, — то слезы юной польки, проявление ее тоски по родному краю.

Сравнивая Крым с «страной роскоши», «нежной красотой», лирический герой цикла не может не думать о родном крае, далекую Литву, которую постоянно упоминает в своих странствиях. Лирический герой неотделим от родной земли. И потому чары Крыма меркнут, когда автор вспоминает свою родину:

О Литье! Шум лесов, порожденных тобой …

И больше я радовался твоей трясине,

Как тем шелковицы с их нежной красотой!

И вот герой у бушующего моря, чьи вспененные валы Мицкевич теперь сравнивает с чувствами молодого поэта («Аю-Даг»), Стихия страстей, отмечает автор, всегда бушевать в душе художника. Однако назначение поэта в том, чтобы служить людям, «кораллы и жемчуг нам оставив на блюде».

Новаторское значение «Крымских сонетов» заключается в том, что Мицкевич ввел в литературу новый вид пейзажной лирики, соединенной с философскими размышлениями и описанием душевных переживаний.Поэт создал новый романтический образ лирического героя-путешественника. Опираясь на прием параллелизма, свойственный поэтике романтизма, Мицкевич утверждает в своих сонетах мысль о единстве человека и природы.

0 / 5. 0

.