Cоциалистический реализм

Социалистический реализм, говорил ось в уставе, «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».

То есть, принципы нового метода сводились к следующему: правдивое, исторически-конкретное изображение жизни; изображение действительности в революционном развитии; воспитательное воздействие на трудящихся («переделка и воспитание»); создание нового положительного героя советской литературы.

Классическими образцами литературы социалистического реализма были признаны роман «Мать» и пьеса «Враги» М. Горького, поэмы «150 000 000» и В.И. Ленин» В. В. Маяковского, «Железный поток» А. Серафимовича.

Но как бы то ни было, социалистический реализм так и не стал единственным методом русской советской литературы, хотя внедрялся директивно. В фантастике, интимной лирике, детской литературе, исторической прозе — во многих сферах словесного искусства действовали иные законы творчества. Исторический роман и детскую литературу, расцветшую в 1930-е годы, рассматривали как «отдушину для творческих личностей», как «сферу ещё возможного эксперимента».

Детям и подросткам были адресованы произведения С. Маршака (стихотворения), А. Гайдара («Школа», «Голубая чашка», «Чук и Гек» ), Л. Кассиля («Кондуит и Швамбрания»), Е. Шварца (пьеса «Голый король»), К. Чуковского «Краденое солнце»), С. Михалкова (стихотворения), А. Барто (книга стихов «Игрушка»), А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Л. Лагина «Старик Хоттабыч», В. Каверина «Два капитана», А. Волкова «Волшебник изумрудного города», Р. Фраермана («Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» и другие.

Яркие произведения были созданы и в области драматургии: «Таня» А. Арбузова, «Тень» Е. Шварца, «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие» М. Горького, «Мария» И. Бабеля и т.д.

Таким образом, можно утверждать, что в литературе 1930-х годов доминировала тенденция, ведущая к унификации, упрощению сущности словесного искусства. Определяющими стали такие критерии, как «партийность», «идейность»,  «актуальность с точки зрения общественной борьбы за коммунистическое будущее», т. е. государство формулировало и диктовало законы литературного творчества.

По этим законам формировалась эстетика социалистического реализма. Произведения, не вписывавшиеся в эту систему ценностей, не допускались к печати («запрещенная литература»).

Всё это обедняло и истощало литературу, делало её нормативной, тенденциозной. Однако было бы несправедливо оценивать этот период как бесплодный, так как, вопреки диктату власти, появляются талантливые романы М. Шолохова («Тихий Дон»), М. Горького («Жизнь Клима Самгина»), были написаны произведения А. Платонова (пьеса «Высокое напряжение», опубликована в 1984 году), М. Булгакова (повесть «Жизнь господина де Мольера», опубликована в 1962 году; повесть «Блаженство», опубликована в 1966 году; «Театральный роман», опубликован в 1968 году), В. Бианки («Наши птицы», опубликована в 1967 году), Л. Леонова (повесть «Evgenia Ivanovna», опубликована в 1963 году).

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола