5
(2)

В детстве праздная жизнь обломовцев не могла благотворно действовать на Обломова. Детство Ильи Ильича проходило нерадостно. Он был живой, наблюдательный и впечатлительный ребенок. Живая натура его требовала движения. Он ко всему внимательно присматривался, все узнавал. При благоприятных условиях из Илюши Обломова мог вырасти трудолюбивый, энергичный человек. К несчастью, воспитание и окружающая его среда подавили в нем хорошие природные задатки. С детства ему уже стали внушать, что он — барин, следовательно, ему не нужно и даже стыдно трудиться. В детстве няня исполняла все его малейшие прихоти, надевала на него чулки, умывала, причесывала. Тоже самое происходило и в 14 лет — с тем только различием, что вместо няни это делал Захар.

Умственное развитие Илюши Обломова шло также ненормапьно. Будучи любознательным от природы, он часто спрашивал мать и няню о причине многих явлений, но те, будучи невежественными, давали ему бестолковые ответы. Например, на вопрос его, почему в одном месте светло, а в другом темно, няня ответила так: «Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится, а ужо как завидит издали, так и просветлеет». Вместо того, чтобы сообщать ребенку правильные сведения об окружающем его мире, мать и няня питали его фантазию сказками о какой-то волшебной стороне с медовыми реками и кисельными берегами, где ничего не делают, а только гуляют и празднуют. Эти рассказы так сильно подействовали на ребенка, что у него навсегда осталось расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы. Окружавшая Илюшу среда также не могла благотворно действовать на его природные дарования. Мальчик видел, что отец его по целым дням сидел у окна и делал ненужные замечания дворовым, или же ходил из угла в угол, заломив руки назад; мать Илюши постоянно хлопотала о еде, целый штат дальних родственников и приживалок предавался только еде и сну. Ребенок привыкал жить так, как жили все обломовцы.

5 / 5. 2

.