3.3
(21)

В своей эпопее «Война и мир» Л. Толстой сумел создать неповторимые образы, сосредоточившись в становлении героев как личностей, духовному развитию каждого. Толстой показал, как самые жизненные впечатления или события оказываются решающими, вызывают моментальные изменения в жизненной позиции героя, в его представлении о мире и самого себя в этом мире. Писатель сделал в литературе открытие, которое впоследствии назвали «диалектикой души» Толстого.

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» — так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.

Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевим, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.

Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по моему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер — человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.

Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Волконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение — все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией — все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себе.

По моему мнению, не случайно в романе все любимые герои автора допускают трагических ошибок.Очевидно, писателю важно видеть, как они искупают свою вину, как сами осознают эти ошибки.

Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Волконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном». Толстой отрицает и понятие красивой смерти, поэтому даже описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Будто с размаху крепким кием кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного больно это было, а главное, неприятно … »Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо — символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы — Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо — быть.

Герой выздоравливает и возвращается в семейное имение. Он едет к семье, к своей «маленькой княгини», от которой он когда-то бежал и которая вот-вот должна родить. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: он страдает из-за чувства вины перед женой. Князь Андрей признается Пьеру: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол ». Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность — это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Везухова о смысле бытия, о назначении человека Андрей наконец чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Волконского в новых чувств.

Мне кажется, что недовольство собой присуща всем талантливым и незаурядным людям. Именно в этом непрерывном внутреннем борении мысли и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о полезной для всего народа деятельность и оказывается духовная красота героев Толстого. На мой взгляд, не случайно и то, что роман имеет открытый финал, ведь писатель завершает эпопею сном Николеньки Волконского, в котором он видит себя, дяди Пьера и умершего отца во главе «правого» войска. И кто знает, возможно, Николенька и дети Безухова так же мучительно искать свой путь в жизни, как их родители.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

3.3 / 5. 21

.