5
(1)

По ходу развития сюжета комедии «Горе от ума»  постепенно раскрываются и взгляды Фамусова, определяемые его общественным положением. Именно они обусловили тот конфликт двух мировоззрений, который послужил темой комедии. По общественному положению Фамусов  — крупный московский чиновник, занимающий пост «управляющего в казенном месте», Т.е. начальника какого-то правительственного учреждения.

Фамусов служит, как и многие дворяне его времени, так как служба создает ему хорошее общественное положение. Но в то же время это помещик, масштаб требований которого к жениху дочери измеряется, по крайней мере, двумя тысячами душ «родовых». У него есть имение, а в Москве- особняк. Родством и знакомствами он тесно связан с высшими кругами московского дворянства: дядя его Максим Петрович — вельможа времен Екатерины, его близкие знакомые — семьи с княжескими и графскими титулами. Взгляды, вкусы и настроения этой дворянской группы, привилегированной и консервативной, и воплощает Фамусов.

Фамусов — своего рода московский патриот. Он гордится Москвой, вернее, ее дворянством. Он находит, что «от головы до пяток на всех московских есть особый отпечаток», но этот «отпечаток», как видно из его монолога, заключается в консерватизме московского барства, в верности дворянским бытовым традициям, в покорности общественному мнению, создаваемому такими важными барынями, как Татьяна Юрьевна или княгиня Марья Алексеевна.

Как видный чиновник Фамусов является верным и преданным слугой правительства. Его отношение к царю — благоговейно-раболепное, к вельможам — восторженно-подобострастное. Идеал его — дядя Максим Петрович. Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы» — сплошной дифирамб в честь этого Максима Петровича, который

… не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом ..

У этого ловкого царедворца, умевшего разыгрывать роль шута при дворе, Фамусов и советует молодому поколению учиться житейской мудрости. Он ставит знак равенства между собой и Максимом Петровичем (Мы, например, или покойный дядя Максим Петрович … »). Фамусов сам применяет на практике тактику низкопоклонства дяди. Вспоминает Фамусов и другого вельможу, Кузьму Петровича, «почтенного камергера», сумевшего доставить придворный чин с ключом и сыну. Культ Фамусова — чины и почести, а пути и средства к этому низкопоклонство, чинопочитание, лесть. Служба для Фамусова — только путь к достижению жизненных благ и почестей. На обязанности свои он смотрит очень просто:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой!

Это чисто формальное, казенное отношение к делу. Тем не менее Фамусов пользуется репутацией «дельца». Он всегда озабочен, суетится, о чем-то хлопочет. Эта суета из-за добывания «крестишек и местечек» для родственников (Ну как не порадеть родному человечку!») и наполняет его служебную деятельность.

Политический режим «века минувшего» вполне соответствовал интересам таких дворян-чиновников, как Фамусов. Он охранял ‘крепостное право — основу материальной обеспеченности — и в то же время открывал им дорогу к чинам. Верным и убежденным охранителем основ такого политического режима является и Фамусов. Когда Чацкий гневно и с отвращением начинает характеризовать черты «века покорности и страха», он возмущен, называет взгляды Чацкого «развратом» и обвиняет его в том, что он хочет проповедовать вольность. «Вольность» — вот что для Фамусова страшнее всего. Главный источник этой «вольности» он видит в просвещении:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Способ борьбы с просвещением, который предлагает Фамусов, прост и решителен:
Уж коли зло пресечь,
Забрать все книги бы да сжечь.

Таковы взгляды Фамусова как чиновника. Раболепство по отношению к власти, беспринципность в выборе путей к власти и вражда ко всему, что грозит ее существованию, — вот что характеризует в основном эти взгляды. Может по казаться противоречием, что Фамусов, отрицая просвещение, дает своей дочери образование. Но чему учили дочерей в дворянском обществе того времени? Фамусов ворчит:
… всему:

И танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам. Такое образование вряд ли было опасно. Но и с ним Фамусов примиряется неохотно, подчиняясь только взглядам своего общества.

Представитель московского дворянского общества, Фамусов является верным хранителем его консервативных взглядов и обычаев. Он гордится сословной, кастовой замкнутостью этого общества, где «по отцу и сыну честь», Он патриот своей дворянской Москвы, ее вкусов,
традиций: «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством!» В обществе, скованном сословными традициями, большую роль играет общественное мнение. Фамусов — раб этого общественного мнения.

Ах, боже мой, что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна! —

встревоженно восклицает он, когда в семье его разыгралась драма. Бытовой уклад в доме Фамусова типичен для дворянской Москвы. Фамусов, как и все, дает балы и вечера, в доме его «про всех готов обед». Этим он поддерживает связи с дворянскими кругами Москвы.
Таким образом, Фамусов выступает в комедии и как чиновник, и как представитель дворянского общества, и как семьянин, и как помещик. В общем — это коллективная фигура старого московского барина, живое олицетворение взглядов и настроений консервативной дворянской Москвы. Язык Фамусова — типичный язык московского барина начала XIX в. Это язык получиновника, полупомещика. Мы слышим в нем и властные, начальнические нотки сановника.

5 / 5. 1

.