3
(4)

Февраль, достать чернил и плакать. Анализ стихотворения Пастернака.

февраль достать чернил

Стихотворение  «Февраль! Достать чернил и плакать» относится к ранней лирики Пастернака. Написанный в 1912 году, когда поэт увлекался символизмом. Пастернак участвовал в заседаниях кружка символистов под руководством Ф. Степуна. Поэтому этот стих следует воспринимать через символистской эстетики.

Тема.

Изображение природы, борьбы зимы и весны, а через природу — изображение движения человеческой души. ее тяги к переменам в жизни, к духовному

Идея.

Преобразование, полная смена в природе и душе человека

Композиция.

Стихотворение начинается лирическим зачином в форме императива.

«Февраль! Достать чернил и плакать … »

Глаголы «достать», «плакать», «писать» приобретают особое значение, символизируют движущий процесс, который начался везде — и в природе, и в обществе, и в душе человека. Тема общих сдвигов найдет развитие в основной части стихотворения, которая является призывом поэта перенестись в мир весны, вдохновения, светлых идеалов. Композицию стихотворения логически завершает концовка, в которой звучит идея творчества.

В душе лирического героя осуществляется рождения поэта. А сам автор стремится к тому, чтобы произошло новое духовное рождение мира и всего человечества.

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — пейзажная).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

⦁ Композиция включает четыре четверостишия. В лирическом зачине обилие глаголов в неопределённой форме с побудительным оттенком (достать, плакать, писать) обозначает начало процесса движения и пробуждения в природе и душе человека.
⦁ Хотя стихотворение о зимнем месяце, но есть образный «весенний» ряд: грохочущая слякоть, тысячи грачей сорвутся в лужи.
⦁ Основной цвет — чёрный: весною чёрною горит, как обугленные груши, проталины чернеют.

⦁ Ожившая природа пробуждает вдохновение: «Слагаются стихи навзрыд».

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: весна и поэзия.
⦁ Идея: обновление природы и человеческой души в преддверии весны; слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам души.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: сухая грусть, чёрная весна, грохочущая слякоть.
⦁ Метафоры: ветер криками изрыт, дно очей.
⦁ Сравнение: грачи, «как обугленные груши».

3 / 5. 4

.